Дизайн ,
07 сен 2017, 15:28
От бетонных цветов до бумажной церкви: за что давали премию Огюста Перре
В этом году престижную награду впервые получил зодчий из России — президент Союза архитекторов Николай Шумаков
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Бобылев/ТАСС )
В столице Южной Кореи Сеуле 6 сентября в рамках XXV Всемирного конгресса Международного союза архитекторов состоялась церемония награждения международной архитектурной премией Огюста Перре. Премию учредили в 1961 году и каждые три года присуждают профессионалам, которые внесли выдающийся вклад в применение современных технологий в архитектуре и оказали влияние на развитие международного профессионального сообщества.
В 2017 году эту награду впервые получил зодчий из России — президент Союза архитекторов Николай Шумаков. Знаменитые лауреаты премии Огюста Перре и их лучшие проекты — в материале «РБК-Недвижимости».
Феликс Кандела Аутерино: сверхтонкий бетон
Мексиканский архитектор испанского происхождения Феликс Кандела Аутерино стал первым лауреатом премии Огюста Перре в 1961 году. Он получил ее за тонкостенные железобетонные своды, над которыми работал в 1950–1960-х годах и которые вышли одновременно недорогими, очень прочными и интересными с архитектурной точки зрения.
Так называемые павильоны Кандела созданы в рамках Всемирной выставки 1964 года. Сначала павильоны служили объектом выставки, а затем были функционально включены в городское пространство
(Фото: Музей истории города Нью-Йорка)
Кандела построил три павильона, из которых до наших дней дожили только два. Изначально павильоны были остеклены, как видно на одной из фотографий этих построек
(Фото: ArchDaily)
Павильон космических излучений 1951 года постройки стал одним из первых экспериментов по использованию формы параболы в архитектуре. Несмотря на кажущуюся простоту, проект павильона потребовал большого количества сложных математических расчетов
(Фото: ArchDaily)
В павильоне площадью 130 кв. м расположены две лаборатории по изучению космического излучения и ядерного распада. В самом толстом месте крыши слой бетона составляет чуть более 16 мм
(Фото: Музей истории города Нью-Йорка)
Здание ресторана Los Manantiales в Мехико было построено в 1958 году. Сам Кандела называл его «зонтиком», а в народе прозвали «цветком». Именно это здание и привлекло к творчеству Канделы внимание мировой общественности
(Фото: ArchDaily)
Ресторан состоит из восьми застекленных арок из бетона толщиной 4 см. Здание симметрично и имеет 32 м в диаметре между основанием опор и 42 м — между козырьками арок
(Фото: ArchDaily)
Palacio de los Deportes («Дворец спорта» в переводе с испанского) открылся в 1968 году, в нем состоялись волейбольные и баскетбольные матчи Олимпийских игр того года. Сейчас во Дворце продолжают проходить спортивные мероприятия, а также проводятся музыкальные концерты, в том числе всемирно известных групп и исполнителей
(Фото: flickr.com)
Купол Дворца спорта диаметром 120 м сконструирован из алюминиевых квадратных секций с острыми вершинами, защищенных водостойкой фанерой с медным покрытием. Площадь арены составляет 27 тыс. кв. м; она может принять до 20 тыс. человек во время спортивных мероприятий и до 26 тыс. — во время музыкальных концертов
(Фото: flickr.com)
Архитектор Феликс Кандела Аутерино
(Фото: ArchDaily)
Фрай Пауль Отто: натяжные мембраны
Архитектор из Германии Фрай Пауль Отто получил премию Огюста Перре в 1967 году. Он стал знаменитым как создатель тентовых и мембранных конструкций, которые применял в своих сооружениях и которые используются в постройках его архитектурного бюро до сих пор.
Безоговорочное международное признание пришло к архитектору за его павильон, представленный на Всемирной выставке 1967 года в Монреале. В 2017-м этой работе исполняется 50 лет
(Фото: Личный фотоархив Фрая Отто)
Натяжной павильон, разработанный Отто, оказался на тот момент на переднем фронте архитектурной и инженерной мысли. Он был дешев в производстве и транспортировке, легко собирался и разбирался и почти не оставлял после себя строительного мусора
(Фото: Личный фотоархив Фрая Отто)
Работы Отто отмечались вниманием еще в 1950-х и начале 1960-х годов. Например, множество положительных отзывов получил его натяжной павильон, который он сконструировал для Международной садовой выставки в Гамбурге в 1963 году
(Фото: Atelier Frei Otto Warmbronn)
Фрай Пауль Отто занимался проектированием спортивных объектов для Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене. Результатом стала натяжная крыша над плавательным бассейном, спортивным залом и главным стадионом. В 2015 году за это сооружение Отто посмертно стал 40-м лауреатом Притцкеровской премии
(Фото: Atelier Frei Otto Warmbronn)
Замыслом архитектора было создание конструкции, противопоставляющей довоенную и послевоенную Германию. Поэтому он придумал «воздушную» крышу, по форме напоминающую альпийские горные вершины — полный контраст с «тяжелым» имперско-милитаристским стадионом в Берлине, где проходили Олимпийские игры 1936 года
(Фото: Tiia Monto/ Wikimedia)
Архитектор Фрай Пауль Отто
(Фото: ArchDaily)
Ричард Роджерс, Ренцо Пьяно, Кикутакэ Киенори: «дом наизнанку» и плавучий город
Вручение премии Огюста Перре в 1978 году уникально: тогда награду получили сразу три человека. Один из проектов-победителей был совместной работой архитекторов Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, другой — самостоятельной разработкой японца Кикутакэ Киенори.
Строительство Центра Помпиду — или Бобура, как парижане называют его в честь квартала, где расположен центр — завершилось в 1977 году. Работа Пьяно и Роджерса была отобрана из 681 проекта архитекторов из 49 стран
(Фото: ArchDaily)
Инновационной идеей и визитной карточкой Центра стало решение архитекторов вынести все коммуникации, которые обычно запрятаны внутрь здания, на внешние стены. Водо-, газо- и воздухопроводы, эскалаторы и лестницы, даже элементы опорных конструкций находятся на улице. Это одновременно придает Центру уникальный внешний вид и освобождает пространство внутри комплекса
(Фото: Игорь Кривицкий)
В будущем, уже работая поодиночке, зодчие продолжали строить архитектурные шедевры и оба удостоились Притцкеровской премии. Так, Ренцо Пьяно стал создателем небоскреба The Shard («Осколок») в Лондоне — самого высокого здания Европы
(Фото: Alberto PezzaliZuma\TASS)
Ричарду Роджерсу принадлежит, среди прочего, проект «Купола тысячелетия» — павильона, который был построен в Гринвиче, под Лондоном, для выставки Millennium Experience, посвященной наступлению третьего тысячелетия. Через здание проходит нулевой меридиан, который делит Землю на Западное и Восточное полушария и от которого ведется отсчет всемирного времени (GMT)
(Фото: ITAR-TASS/PHOTAS/JTB Photo)
Архитекторы Ренцо Пьяно и Ричард Роджерс (а также учившийся вместе с ними в Йельском университете Норман Фостер) стали основателями архитектурного стиля, известного теперь как хай-тек. В 1978 году дуэт архитекторов получил премию Огюста Перре за построенный в Париже многофункциональный культурный Центр Жоржа Помпиду
(Фото: Centre Pompidou)
Японский архитектор Кикутакэ Киенори стал лауреатом премии Огюста Перре в один год с Пьяно и Роджерсом. В своей деятельности он уделял основное внимание проблемам органичного развития городских пространств и их адаптации к природной и социальной среде. Киенори стал родоначальником архитектурной философии, получившей название «метаболизм»
(Фото: Designboom)
Одним из первых и основных проектов в жанре метаболизма стал спроектированный Кикутакэ Киенори в 1958 году Marine City («Морской город»). Проект плавучего города предполагал его полную автономию от суши, экологичность, устойчивость к стихиям. Marine City оказал большое влияние на конструкцию морских платформ, которые создаются сегодня для научных и недрообрабатывающих нужд
(Фото: Kiyonori Kikutake)
Томас Херцог: архитектурный климат-контроль
Лауреатом премии Огюста Перре в 1996 году стал немецкий архитектор Томас Херцог. В своих работах он делал акцент на «климатической» архитектуре, утилизирующей явления природы в целях улучшения обогрева, кондиционирования и инсоляции зданий.
Одним из таких проектов стал Design Center в немецком городе Линц. Стеклянная крыша центра давала достаточно много естественного света, однако из-за нее страдал температурный контроль здания. Архбюро Херцога Herzog+Partner (сейчас — Thomas Herzog Architekten) разработало для центра безнасосную вентиляцию: воздухообмен между зданием и улицей происходил по законам физики. Кроме того, стеклянные панели крыши были изменены так, чтобы отражать прямые солнечные лучи, спасая здание от перегрева, но оставляя столько же естественного света
(Фото: Thomas Herzog Architekten)
Hall 26 был построен для проведения немецкой торговой выставки DMAG. Продолжая «зеленые» архитектурные традиции, Thomas Herzog Architekten по максимуму использовали при строительстве экологичные материалы: дерево, стекло и сталь. Конструкционные особенности крыши и воздуховодов сокращали энергозатраты на вентиляцию на 50% по сравнению с аналогичными по размеру зданиями. Светоотражающие крыша и стены не только не пропускали в здание лишнее тепло, но и улучшали освещенность окружающего пространства
(Фото: Thomas Herzog Architekten)
Немецкий зодчий Томас Херцог стал самым молодым архитектором Германии, получившим профессорское звание в 32 года
(Фото: Alchetron)
Норман Фостер: футуризм, бионизм, интернационализм
В 2002 году обладателем премии Огюста Перре стал Норман Фостер, основатель архитектурного бюро Foster+Partners. Он вместе с Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно, о которых писалось выше, считается родоначальником архитектурного направления хай-тек. Однако Фостер также известен работами в противоположном хай-теку жанре био-тек, который подразумевает использование природных форм и материалов, а иногда и взаимную интеграцию здания и элементов окружающего ландшафта.
Одним из самых узнаваемых и знаковых проектов Нормана Фостера считается башня Hearst Tower, построенная на Манхэттене в 2000–2006 годах. Здание имеет 46 этажей (182 м) в высоту, площадь офисных помещений составляет 80 тыс. кв. м. Это был первый небоскреб, возведенный в Нью-Йорке после теракта 11 сентября 2001 года. Башня получила премию Emporis Skyscraper Award как лучший небоскреб мира, построенный в 2006 году
(Фото: Instagram компании Hearst)
Использование треугольных форм при конструировании башни позволило снизить расходы стали примерно на 20% по сравнению с аналогичными проектами. Здание строилось с использованием «зеленых» технологий: 85% стальных конструкций сделаны из переработанных материалов. На крыше небоскреба установлены дождевые водосборники, вода из которых используется для охлаждения строения. Кроме того, оно потребляет на 26% меньше электричества, чем обозначено в минимальных требованиях Нью-Йорка
(Фото: Instagram компании Hearst)
Одной из самых известных работ по проекту Фостера в стиле био-тек стал небоскреб в Лондоне, получивший из-за своего внешнего вида не самое благозвучное название — «Огурец». Однако именно такая ветрообтекаемая форма способствует температурной регуляции и циркуляции воздуха внутри здания, значительно снижая затраты электроэнергии
(Фото: Foster+Partners)
Стоимость возведения 180-метрового небоскреба в переводе на современный курс составила около £350 млн (с учетом стоимости участка). В нем 41 этаж, а площадь помещений составляет почти 48 тыс. кв. м. Несмотря на визуально плавную форму, в «Огурце» только один изогнутый элемент — шпиль; стекла во всех остальных окнах плоские
(Фото: Foster+Partners)
Среди недавних проектов Foster+Partners в стиле хай-тек можно назвать новую штаб-квартиру компании Apple в Калифорнии, которую откроют для посетителей в середине сентября. Комплекс зданий, получивший название Apple park, расположился на участке площадью 71 га. Стоимость проекта составила порядка $5 млрд. Кампус экологичен: до 80% его территории займут зеленые насаждения, а всю необходимую электроэнергию — около 17 мегаватт в год — будут вырабатывать солнечные панели на крышах
(Фото: Foster+Partners)
В России у фирмы Фостера также есть несколько проектов. Среди них — замороженный проект мультифункционального комплекса «Хрустальный остров» в Москве. Предполагалось создать «город в городе», то есть комплекс, способный обеспечивать граждан всеми необходимыми социально-бытовыми услугами. Небоскреб высотой 450 м должен был иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн кв. м, что сделало бы его самым вместительным зданием на планете. При этом, в лучших традициях био-тека, здание не только по форме напоминает цветок: значительную долю электроэнергии предполагалось добывать с помощью солнечных батарей
(Фото: Foster+Partners)
Норман Фостер (слева) учился архитектуре в Йельском университете вместе с Ричардом Роджерсом (по центру), Карлом Эбботом (справа) и Ренцо Пьяно (нет на фотографии)
(Фото: Foster+Partners)
Сигэру Бан: оригами для жертв катастроф
Японский архитектор Сигэру Бан получил премию Огюста Перре в 2011 году — последним до Шумакова. Он довел до экстремума идеи дешевизны и экологичности в архитектуре — строил дома в основном из бумаги и картона, реже — из дерева и пластика. Свои инновационные технологии он применял в зонах бедствий, где сотни людей остро нуждались в жилье и где его надо было возводить массово и быстро. Сигэру Бан стал основателем Сообщества архитекторов-волонтеров, которые, как и он, стремятся применять свои умения для помощи пострадавшим от катастроф.
Знаковыми в волонтерской архитектурной деятельности Сигэру Бана стали дома, которые он строил в японском городе Кобе, где в 1995 году произошло мощное землетрясение. Японец сконструировал для пострадавших однокомнатные жилища из картонных трубок вместо стен, тентов вместо крыши и пивных ящиков с песком вместо фундамента. Площадь такого домика составляла 52 кв. м, а стоимость каждого из них не превышала $2 тыс. Когда в домах отпала необходимость, их получилось быстро разобрать и полностью переработать
(Фото: ArchDaily)
В 2001 году Сигэру Бан строил аналогичные дома для пострадавших от землетрясения в Индии. Поскольку это была бедная сельская местность, архитектор не мог использовать пластиковые элементы. Поэтому фундаментом хижин послужили камни домов, разрушенных землетрясением, а крышей — тростниковые рамы, проложенные соломенными подстилками
(Фото: ArchDaily)
Сигэру Бан решил пойти дальше простого жилья в своей помощи пострадавшим от катастроф. В 1995 году, после землетрясения в Кобе, по его проекту была построена церковь из картона. Там она простояла десять лет, после чего была привезена в Тайвань, где стала местом молитвы за жертв землетрясений. В 2011 году по тем же технологиям японец построил собор в Новой Зеландии
(Фото: ArchDaily)
Японский зодчий продолжает заниматься волонтерской архитектурой: в июле он подписал договор с ООН о создании более 20 тыс. временных домов для беженцев в Кении. Еще неизвестно, из чего будут сделаны дома, но Сигэру настаивает, что они должны легко собираться местным населением с использованием простейших инструментов и подручных материалов
(Фото: ArchDaily)
Сигэру Бан создает не только временные конструкции из вторсырья, но и постоянные здания из традиционных материалов. Одной из последних его работ стал Seine Musicale, мультифункциональный и музыкальный центр, расположенный в пригороде Парижа. Центр предоставляет посетителям концертный зал на 4 тыс. человек, зал классической музыки на 1150 человек, залы для репетиций и звукозаписи, а также большой парк для прогулок и встреч. Японец не отказался от «зеленых» технологий: опорные конструкции сделаны преимущественно из дерева, а выдающейся особенностью Seine Musicale стала огромная парусообразная солнечная панель, которая крутится вокруг основного здания, следуя за солнцем, что значительно увеличивает ее эффективность
(Фото: ArchDaily)
Помимо премии Огюста Перре, Бан также получил в 2014 году Притцкеровскую премию
(Фото: La Republica)
Николай Шумаков: над водой, в воздухе и под землей
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков стал первым россиянином, удостоенным премии Огюста Перре. Победить в конкурсе ему удалось благодаря проектам Живописного моста, терминала А аэропорта Внуково и станций Люблинской линии метро Москвы.
Живописный мост через Москву-реку стал первым и пока что единственным вантовым мостом в Москве. Его высота составляет 105 м, а общая длина достигает почти 1,5 км
(Фото: Сергей Бобылев / ТАСС)
На арке Живописного моста подвешена обзорная площадка. Ее вес, по данным департамента строительства, составляет 1 тыс. тонн, а размеры — 33 на 24 м. Изначально в капсуле планировалось открыть ресторан, но из-за проблем с проведением канализации было принято решение разместить там ЗАГС
(Фото: Сайт департамента строительства Москвы)
Терминал А аэропорта Внуково стал победителем 20-й российской архитектурной премии «Золотое сечение» в 2015 году. Терминал расположен на участке размером 10,5 га, его длина от привокзальной площади до самого дальнего телетрапа составляет почти 600 м, а площадь — 249,7 тыс. кв. м
(Фото: ТАСС / Марина Лысцева)
Внутреннее пространство терминала начинается от объемного зала регистрации и далее понижается в зону вылета, постепенно сужаясь в мостах, ведущих к телетрапам. В зале вылета международных линий находится ядро композиции перронной части терминала — контрольно-диспетчерская башня, у подножия которой расположен искусственный водопад с небольшим зимним садом (все это под стеклянной кровлей), рестораны и торговые точки
(Фото: «Золотое сечение» 2015)
Вестибюль станции «Зябликово» московского метро
(Фото: Союз Архитекторов России)
Вестибюль станции «Сретенский бульвар» московского метро
(Фото: ТАСС / Виталий Белоусов)
Вестибюль станции «Фонвизинская» московского метро
(Фото: Союз Архитекторов России)
Вестибюль станции «Шипиловская» московского метро
(Фото: Николай Галкин / ТАСС)
Архитектор Николай Шумаков на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства
(Фото: ТАСС/ Роман Вуколов)