Иностранные компании в два раза сократили число сделок с офисами в Москве
Число сделок с иностранными арендаторами московских офисов уменьшилось в два раза за последние пять лет, сообщает международная брокерская компания Knight Frank. В общей сложности за 2016 год зарубежные фирмы подписали 80 контрактов на аренду офисных помещений суммарной площадью 100 тыс. кв. м, утверждают брокеры. В 2012 году арендаторы из-за границы заключили 160 договоров аренды, сказано в пресс-релизе Knight Frank. Совокупная площадь офисов уменьшилась на 47%.
Одновременно на 42% выросла средняя площадь одного арендованного офиса, выяснили брокеры. По итогам 2016 года этот показатель достиг 1,28 тыс. кв. м, говорится в исследовании. За весь прошлый год зарубежные арендаторы заключили 12 сделок с объектами, площадь которых превышает 3 тыс. кв. м, утверждает Knight Frank. В 2012 году таких сделок было только пять, написано в пресс-релизе.
Наиболее крупной сделкой стала аренда 10 тыс. кв. м в бизнес-центре «Новинский пассаж» южнокорейской компанией Samsung. Благодаря этой сделке компании производственного сектора обеспечили 31% поглощения офисной недвижимости Москвы иностранными структурами, подсчитали брокеры.
Крупнейшие сделки по аренде московских офисов зарубежными компаниями в 2016 году
Таблица: Knight Frank
Самым быстро растущим сегментом оказались IT-компании: доля подобных фирм выросла с 7% в 2012 году до 24% в 2016-м, сообщает Knight Frank. Доля финансовых компаний, напротив, сократилась с 13% до 5%, сказано в пресс-релизе.
«Сейчас всем компаниям достаточно непросто предсказывать долгосрочный план доходов и расходов. Сделки аренды офисов классов А и Б+ — это минимум три-пять лет обязательств, на которые сложно решиться как российским, так и западным арендаторам, — объяснила директор отдела корпоративных клиентов департамента офисной недвижимости компании Knight Frank Мария Зимина. — Когда штаб-квартира в Европе или США должна дать добро на переезд, ситуация еще больше осложняется дополнительными этапами согласования, [поэтому] многие компании предпочитают переждать смутные времена как есть. В результате мы видим больше сделок с российскими компаниями, чем с западными, вне зависимости от конъюнктуры той или иной отрасли».