Городская недвижимость, 18 апр 2008, 10:49

Спрос на загородную недвижимость "эконом" и "бизнес" класса растет

В Москве завершилась II ежегодная конференция "Коттеджный поселок: от "А" до "Я"". В ней приняли участие первые лица ведущих девелоперских и строительных организаций из Москвы и регионов России, а также Украины и Казахстана.
Читать в полной версии

В Москве завершилась II ежегодная конференция "Коттеджный поселок: от "А" до "Я"". В ней приняли участие первые лица ведущих девелоперских и строительных организаций из Москвы и регионов России, а также Украины и Казахстана.

Участники конференции обсудили проблемы, возникающие в процессе создания коттеджного поселка – от поиска земельного участка и подготовки проектной документации до вывода продукта на рынок и его позиционирования. Кроме того, девелоперы и аналитики рассказали о существующем положении дел на рынке загородной недвижимости и поделились своим видением перспектив развития сектора.

Большинство докладчиков, выступавших на мероприятии, отметило насыщение рынка подмосковной загородной недвижимости в сегменте "премиум" и повышенный спрос в сегментах "эконом" и "бизнес". По словам Владимира Яхонтова, директора риэлторского центра "МИЭЛЬ – Загородная недвижимость", в элитном поселке сегодня продается в среднем не более 3–4 домов в месяц. Примерно те же цифры называет Евгений Иванов, директор агентства элитной недвижимости "Усадьба": средние темпы реализации дорогих коттеджей составляют сегодня 3–4% в месяц, но в условиях "непопадания в рынок" или несоответствия качества заявленной цене темпы продаж снижаются до 1–2%.

Такая ситуация, считает г-н Иванов, вызвана во многом тем, что подход к реализации готового проекта не слишком изменился по сравнению с 2003–2004 годами, когда ситуация на рынке была совсем иной. По мнению девелоперов и аналитиков, выход на зрелый московский рынок недвижимости предполагает сегодня четко разработанную концепцию элитного поселка и грамотное позиционирование при продаже, поскольку выбор таких объектов с каждым годом растет. Солидному покупателю необходим уже не просто большой дом на охраняемой территории, а качественно иная среда обитания, создать которую под силу лишь немногим достаточно серьезным компаниям.

Существенное увеличение сроков реализации дорогих коттеджей приводит сегодня к тому, что доходность проектов в низшем и высшем ценовых сегментах практически перестала различаться, комментирует ситуацию Владимир Яхонтов. Согласно расчетам компании "МИЭЛЬ – Загородная недвижимость", доходность проекта эконом-класса составляет сегодня порядка 21,1% в год, а проекта класса "люкс" – 18,2%, то есть даже несколько меньше. В абсолютных цифрах, конечно, разница очень существенна: прибыль "премиального" поселка на 50 коттеджей при вложениях порядка 87 млн долларов составляет 63 млн долларов, тогда как в недорогом поселке на 100 домов при вложениях около 8 млн долларов прибыль составляет около 6,7 млн.

Однако сказать точно, какого класса поселки сегодня выгоднее строить, довольно сложно. Строительство недорогих поселков, по словам г-на Яхонтова, выгоднее тем компаниям, которые стремятся повысить капитализацию, выйти на IPO. Большой объем работ предполагает при этом наличие немалого штата сотрудников, содержание которых снижает прибыльность проектов. В элитном же сегменте строительство уникальных поселков позволяет заложить норму рентабельности от 50% и выше, что неприменимо при строительстве недорогих поселков. Но высокая стоимость домовладений приводит к увеличению сроков реализации и, как следствие, к уменьшению прибыли – так доходность в разных ценовых сегментах уравнивается.

По словам участников конференции, получить существенные прибыли и одновременно насытить спрос в недорогом сегменте сегодня возможно с помощью мегапроектов, то есть больших поселков площадью от 100 га. На рынке их заявлено 18 (наиболее известные – Рублево-Архангельское, Большое Домодедово, А 101, Ивакино), отмечает директор по стратегии и развитию RDI Group Алесей Савченко. Мегапроекты, добавляет Евгений Иванов, как ожидается, сильно повлияют на рынок и создадут свои "районы продаж", которые, возможно, даже будут выпадать из общей картины рынка. Однако до реализации этих проектов еще достаточно далеко.

Анастасия Сторожева

Главное