Иностранные девелоперы возвращаются на российский рынок
В условиях кризиса выживает не самый сильный, а самый гибкий. И гибкость эта выражается не только в готовности изменить себя под новые потребительские запросы рынка, а скорее в умении выйти достойно из свалившихся разом проблем, не опускаясь до давно забытых методов "решения вопросов по-русски". Это умение - пожалуй, самая тяжелая задача. Потому что стрессовая ситуация делает бизнес и связанные с ним проблемы глубоко личностными, ставя знак равенства между компанией и ее собственниками. Вот и выходит, что сегодня бизнес-сообщество само претворяет в жизнь главный девиз джунглей: каждый сам за себя.
Чужие джунгли
Каково же приходится тем, кто забрел в чужие джунгли? Вопрос, конечно, риторический. Выход компании на зарубежный рынок - решение всегда глубоко осмысленное. А приход на российский рынок - это еще и обязательная внутренняя готовность брать на себя риски в ожидании сверхприбыли. Видимо, 2009 год стал "часом расплаты" для зарубежных компаний за работу на высокодоходных российских рынках.
Осталась в прошлом аксиома, что от привлечения западных брендов конструкция проекта становилась непотопляемой и шансы проекта получить финансирование как у зарубежных кредитных организаций, так и в отечественных банках многократно возрастали.
Показательной стала ситуация в строительном сегменте. Девелоперы были готовы переплачивать за иностранный генподряд, лишь бы быть уверенными, что смогут привлечь финансирование в проект и выбрать источники и механизмы этого привлечения. Не секрет, что зарубежные кредиты обходились намного дешевле отечественных, что нивелировало вопрос дороговизны генподряда. Печальные последствия этих привлечений нам известны.
Кризис развернул ситуацию на 180 градусов. И сегодня уже зарубежные генподрядные компании готовы вернуться на российский рынок с собственным и самостоятельно привлеченным финансированием.
"Иностранные компании хорошо умеют считать экономическую эффективность проектов. Если сейчас рынок находится на низких позициях, разумно предположить его рост в ближайшее время. Ну, а растущий рынок означает выгодность инвестиций. Следовательно, стоит ожидать запуска интересных инвестпроектов в ближайшее время", - подчеркнул Антон Маталыгин, заместитель генерального директора компании "НЛК Домостроение".
Иван Синицын, партнер программы "Новые дачи", считает, что западные компании, выходящие сегодня на рынок, используют текущую конъюнктуру и делают ставки на оживление покупательской активности в 2010-2011 годах, привлекая более дешевые инвестиции на рынок со сниженной стоимостью земли.
Примеряя на себя роль инвесторов, эти компании должны будут применять иные параметры оценки проекта, чем ранее, когда они выполняли лишь одну из функций в процессе реализации проекта. Какие конкретно проекты станут предметом их пристального рассмотрения? Вероятно, только те, в финансовом результате которых они будут уверены, и только при полностью прозрачных взаимоотношениях с партнерами.
Иностранцы возвращаются
Среди зарубежных компаний, которые продолжили свою работу в России уже в новом качестве, можно отметить канадскую ГКSawatzky - девелопер проекта "Новые Вешки" на Алтуфьевском шоссе, компанию Honka, объявившую о начале реализации своего первого проекта в Подмосковье "HONKA № 1. Загородный комплекс на Истре" в качестве генерального подрядчика по строительству, хорватскую компанию CONIP, которая выступила соинвестором строительства жилого комплекса Papillon по Горьковскому шоссе.
"Появление на рынке объектов, построенных иностранными компаниями за счет собственных инвестиций и ресурсов, - это новый тренд на рынке недвижимости за последние 2-3 года, в том числе и подмосковной. В этом году он должен получить свое развитие. Российские девелоперы и раньше привлекали западных специалистов, архитекторов, консалтинговые структуры. Сегодня иностранные компании активно работают на территории России и без привлечения российского капитала", - рассказал Марк Гройсман, исполнительный директор группы компаний Sawatzky в России.
По мнению компании CONIP, ее более чем 20-летний опыт работы на российском рынке доказал, что для зарубежных компаний работа здесь - это, прежде всего, вопрос уверенности в российских партнерах и прозрачности финансовых схем. Участие CONIP в проекте строительства ЖК Papillon - уже далеко не первый опыт работы с крупными объектами в России. При этом масштабность проекта определяется не только количеством квадратных метров, но и денежными суммами, а также знаковостью объектов на рынке. Так, компания CONIP была участником проекта строительства гостиницы "Петр I" (совместно с ВТБ) и являлась подрядчиком на таком объекте, как элитный жилой дом "Дворянское гнездо" в Большом Левшинском, фамилии жильцов которого можно с легкостью найти в рейтингах РБК и Forbes.
Участие в новом проекте - ЖК Papillon - CONIP явно рассматривает как перспективу в период низкого рынка войти в качестве инвестора в совершенно новый для себя сегмент - комплексной жилой застройки, что в докризисный период потребовало бы от компании очень существенных затрат на "входной билет" в проект, стоимость которого составляла по оценкам 1 млрд долл.
ЖК Papillon является частью мегапроекта жилой застройки "Светлый город" в Ногинском районе Подмосковья, реализуемого девелоперской группой "Светлый город". Некоторое время назад в прессе появились сообщения о привлечении в проект зарубежного инвестора. Можно ли считать сотрудничество ГК "Светлый город" с фирмой СONIP косвенным подтверждением этой информации - покажет время. Консерватизм западных банков и финансовых структур в принятии решений об участии в капиталоемких проектах, и тем более в девелоперских, делает очевидным их выбор в пользу собственных компаний и подрядных организаций: они им понятны и прозрачны. И это правильно. По мнению экспертов международного агентства Fitch Rating, российские строительные компании имеют наиболее слабые позиции по ликвидности по сравнению с аналогичными фирмами Европы и Ближнего Востока.
Что будет за финансовый институт в случае с тандемом CONIP - "Светлый город", понять трудно, но европейское происхождение инвестиций очевидно.
Бесспорно одно. Для возвращения на российский рынок западным подрядным компаниям пришлось изменить собственному кредо: наша работа - ваши деньги, и примерить на себя роль инвестора, несущего на себе все риски реализации проекта. Пожелаем им удачи на нелегком пути инвестора.
Игнат Бушухин