Мнения, 06 дек 2012, 14:51

М. Литинецкая: "Доля апартаментов может составить четверть всего рынка жилья"

Текущий год без преувеличения можно назвать "годом апартаментов". С января по ноябрь рынок пополнился 19 новыми проектами, за счет чего общее число комплексов с апартаментами увеличилось более чем в два раза. О том, что дало развитию данного сегмента столь мощный толчок и каковы его перспективы, рассказывает Мария Литинецкая, генеральный директор "Метриум Групп".
Читать в полной версии

Текущий год без преувеличения можно назвать "годом апартаментов". С января по ноябрь рынок пополнился 19 новыми проектами, за счет чего общее число комплексов с апартаментами увеличилось более чем в два раза. О том, что дало развитию данного сегмента столь мощный толчок и каковы его перспективы, рассказывает Мария Литинецкая, генеральный директор "Метриум Групп".

- Охарактеризуйте, пожалуйста, в целом состояние рынка апартаментов.

- Всего в продаже в настоящее время находится 32 объекта с объемом предложения более 1900 единиц. Более половины всех комплексов (60%) расположено в Центральном округе. По количеству апартаментов в продаже также лидирует ЦАО - 39%, на втором месте - САО (24%).

Комплексы с апартаментами представлены не только объектами нового строительства, но и реконструируемыми зданиями. Доля последних составляет 53% от общего количества, однако по числу апартаментов на них приходится меньшая часть предложения (37%). Около 30% объектов уже готовы к проживанию, еще в 20% строительные работы должны быть завершены до конца этого года. При этом максимальный объем апартаментов (32%) представлен в комплексах, которые будут введены в эксплуатацию в 2015 году.

Тенденция к увеличению числа комплексов апартаментов продолжится в Москве и в 2013 году. Кроме того, в следующем году ожидается вывод на рынок нескольких проектов нижнего ценового уровня - комфорт-класса. Эти проекты были заморожены в кризис и, скорее всего, будут "реанимированы" в ближайшее время.

- Как вы объясняете столь стремительное развитие рынка апартаментов?

- Это результат бурного докризисного развития рынка коммерческой недвижимости. В период 2007-2008 годов было запланировано большое количество проектов по строительству офисных зданий и МФК. Кризис серьезно скорректировал ситуацию на рынке коммерческой недвижимости, который до сих пор не восстановился, характеризуется стагнацией и относительно высоким объемом свободных площадей на уровне 1 млн кв. м. Кроме того, после кризиса появился запрет на точечное строительство жилья. Понимая текущую ситуацию на рынке коммерческой недвижимости, застройщики, имеющие в портфеле площадки с нежилым целевым использованием, после кризиса стали перепрофилировать проекты под апартаменты. Это наиболее простой и эффективный для них путь. В результате этого мы и видим сейчас столь активный выход на рынок проектов с апартаментами.

Причем проекты, которые уже вышли, составляют лишь небольшую долю из тех, что сейчас находятся в процессе разработки концепции и могут выйти в будущем. По нашим подсчетам, объем перспективных проектов с апартаментами - порядка 1,5 млн кв. м. Доля апартаментов от общего объема жилья на первичном рынке (без учета проектов на территории "новой Москвы") составляет сегодня 12,4%. Таким образом, если планы девелоперов по выводу новых проектов с апартаментами будут реализованы, то их доля от всего рынка жилья уже в следующем году может составить 25%, то есть четверть.

Конечно, не исключено, что в полном объеме все они не выйдут. Застройщики отслеживают ситуацию и могут корректировать свои планы. И столь активный рост предложения апартаментов наверняка заставит их уменьшить долю таких проектов в своем портфеле. Тем не менее все равно это яркий, развивающийся тренд, и он продолжится еще несколько лет.

- Растет ли вместе с числом проектов и сам спрос?

- На текущий момент это все же развивающийся рынок, и спрос еще в процессе формирования. На начальном этапе формирования сегмента проекты всегда продаются несколько хуже, чем когда уже наберут обороты и будут у всех на слуху. Поэтому новые проекты пока еще не показывают гиперактивных продаж, и это нормально. Стоит отметить также, что апартаменты - это специфический продукт, и ожидать от их реализации таких же темпов продаж, как от квартир, не стоит. В любом случае, для застройщиков, которые вывели апартаменты в результате реконцепции несостоявшегося проекта по строительству коммерческих площадей, это был скорее шанс на спасение проекта. Таким образом, апартаменты хоть и пользуются спросом, но в любом случае будут показывать более длительный срок реализации, чем жилые комплексы с квартирами.

Читайте также: Аналитика: Апартаменты в Москве

- Произошел ли перелом в сознании людей? Стало ли больше доверия к такому формату "нежилья", как апартаменты?

- Пока мы не можем сказать, что перелом произошел. Для этого рынок должен сформироваться. Как известно, главным тормозом развития формата апартаментов долгое время оставалось отсутствие возможности постоянной прописки. В апартаментах разрешена лишь временная регистрация. Однако если раньше собственник апартаментов мог зарегистрироваться на один год, то сейчас разрешен более длительный срок - до 5 лет.

Еще одним из минусов данного формата является тот факт, что у застройщиков не возникает обязательств по обеспечению комплексов социальной инфраструктурой, так как формально апартаменты - это не жилье. Однако в последнее время высокая конкуренция толкает застройщиков на создание более комфортной среды, что мы и видим на примере новых проектов. Например, в рамках проекта MR Group "Филиград" предусматривается строительство детского сада. То есть очевидные сдвиги в развитии сегмента есть, и это, безусловно, выражается во все большем доверии покупателей.

- Меняется ли портрет покупателей апартаментов?

- Да, меняется. Первую категорию по-прежнему составляют обеспеченные люди с достатком выше среднего, которые уже имеют квартиры в Москве и загородные дома, соответственно, для них прописка не важна.

Вторая категория - это состоятельные родители, которые приобретают апартаменты для детей-студентов. Это новая тенденция, которая наметилась в последнее время. Для студентов-москвичей, как правило, прописка не имеет значения, поскольку она уже есть в доме у родителей. Кроме того, апартаменты - сам по себе очень интересный формат, который привлекает молодых людей, поскольку в этом сегменте есть оригинальные предложения в стиле лофт. Немаловажно и то, что апартаменты - это возможность купить жилую недвижимость за меньший бюджет, в том числе в центральной части Москвы, у Садового кольца. Родителей интересуют, как правило, однокомнатные либо небольшие двухкомнатные квартиры площадью 30-50 кв. м. Если это 30-40 кв. м, то она оформляется, как правило, в виде студии.

- Каков уровень цен на апартаменты сегодня?

- Самые высокие цены на апартаменты в Центральном административном округе. В ноябре средняя стоимость в ЦАО составила около 323 тыс. руб./кв. м. Максимальная стоимость квадратного метра (988 тыс. руб.) зафиксирована в "Резиденции Знаменка" за 9-комнатную квартиру площадью 273 кв. м.

Наиболее доступные варианты расположены в САО (средняя стоимость - 136 тыс. руб./кв. м). Здесь же ведется реализация многофункционального комплекса "Флотилия", где выставлена минимальная стоимость квадратного метра по Москве - 92 тыс. руб.

- Какой вектор развития рынка апартаментов вы прогнозируете в следующем году?

- По нашему мнению, выход такого большого объема новых проектов, который мы наблюдали в этом году и ожидаем в следующем, будет способствовать появлению уникальных концепций либо замедлению роста цен в данном сегменте. Более того, апартаменты создадут определенную ценовую нишу в столице. Учитывая постоянно растущий объем предложения комплексов с апартаментами, для успешной конкуренции застройщики новых проектов будут вынуждены предоставлять дисконт. Уже сейчас на рынке стали появляться проекты, где можно купить апартаменты дешевле на 10-15%, чем квартиру в этом же районе. Таким образом, апартаменты сформируют нишу недорогого жилья, причем с хорошим местоположением.

Кроме того, если раньше застройщики апартаментов конкурировали в основном за счет уникального расположения, например как "Москва-Сити", то сейчас они все чаще это делают за счет грамотной концепции, например, включая в состав проекта не просто апартаменты, а помещения в стиле лофт или дополняя проект какой-нибудь инфраструктурной составляющей. При массовом выходе проектов, который мы ожидаем в следующем году, застройщики должны будут предложить не менее уникальные концепции, что в целом только на руку покупателю, потому что будут улучшаться качественные характеристики жилья.

Об авторах
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное