Городская недвижимость, 28 апр 2007, 13:06

Землю – "Авиатренду"

На прошлой неделе состоялось судебное слушание по иску компании "Авиатренд" к министерству строительства и ЖКХ Самарской области. Компания оспаривает отказ оформлять разрешительную документацию на земельный участок на улице Алма-Атинской. Площадка должна была стать компенсацией "Авиатренду" за инвестирование достройки домов обанкротившихся строительных фирм.
Читать в полной версии

На прошлой неделе состоялось судебное слушание по иску компании "Авиатренд" к министерству строительства и ЖКХ Самарской области. Компания оспаривает отказ оформлять разрешительную документацию на земельный участок на улице Алма-Атинской. Площадка должна была стать компенсацией "Авиатренду" за инвестирование достройки домов обанкротившихся строительных фирм.

В сентябре 2006 года между администрацией Самары, правительством Самарской области и ООО "Авиатренд" было заключено соглашение, по которому "Авиатренд" брал на себя решение проблем дольщиков компаний "Содействие", "Прогресс" и "Волгаэнергоресурс". Взамен компании было обещано предоставить несколько земельных участков. "Авиатренд" начал осваивать один из них (на пересечении Московского шоссе и ул. Алма-Атинской). По нему был разработан проект, подготовлен и отправлен на подпись в областное правительство пакет документов. Однако 31 января губернатор Константин Титов сообщил о том, что участок "Авиатренду" предоставлен не будет, а проблемы дольщиков решатся за счет бюджета области.

В феврале "Авиатренд" подал иск к министерству строительства и ЖКХ Самарской области о признании незаконным бездействия в оформлении документов на обещанный участок и понуждении к его оформлению. На предварительном заседании в марте суд посчитал необходимым перейти к основному заседанию, которое состоялось на прошлой неделе. На нем выяснилось, что министерство все-таки направляло письмо с отказом "Авиатренду", причем еще в феврале, однако, как заявил истец, получено оно не было.

Свой отказ в предоставлении земельного участка министерство аргументировало тем, что эти земли находятся в зоне природного ландшафта (Р-3) и не предусмотрены для строительства. Однако представители "Авиатренда", а также администрации Самары, присутствовавшие на заседании, единогласно утверждают, что требуемый компанией участок полностью находится в зоне С-2, где строительство разрешено.

По мнению владельца компании "Авиатренд" Андрея Крюкова, "определить подобные зоны не могут как областные власти, так и городские, – это прерогатива специализированной службы. По его словам, "рядом с запрашиваемым нами участком стоят офисные постройки, так как эта зона образовалась еще в 80-е годы прошлого века". Крюков считает, что "областные власти затягивают процесс выделения земель, и это стало частой практикой в Самаре". "На этих землях мы планируем возвести торгово-офисный центр, объем инвестиций в который составит более $100 млн", – добавляет Андрей Крюков.

Участники рынка недвижимости полагают, что вопрос о выделении земельного участка связан со сменой городских властей. "Насколько я помню, в 2006 году у "Авиатренда" были все договоренности с областными и муниципальными властями. Сейчас, с приходом новой власти, все разрушилось и компании приходится достигать всех договоренностей заново", - говорит президент Поволжской гильдии риэлторов Олег Егоров.

Денис Ковалюнас, директор юридической компании "Ковалюнас и партнеры": Выделение земельных участков под застройку регламентируется Земельным кодексом. В случае если земля предоставляется без предварительного согласования с городскими властями места размещения будущего объекта, то обязательно проведение торгов, и их победитель получает право на земельный участок. Если же городские власти предварительно согласовали то, что на этом участке будет размещен конкретный объект (как, я предполагаю, и было в рассматриваемом случае), то правовым основанием требования о предоставлении земли для "Авиатренда" является постановление мэра об утверждении акта выбора земельного участка, которое должно было быть принято до подписания соглашения. При этом, принимая такое решение, а также подписывая соглашение, и город, и область подтверждают, что будущий объект будет размещен в зоне, где разрешено строительство подобных объектов. В таком случае компания вправе рассчитывать на положительный исход дела. Однако возможна ситуация, при которой указанный земельный участок был отнесен к другой зоне уже после того, как город согласовал размещение будущего объекта, но до момента, когда компания оформила свои права на земельный участок. В этом случае, на мой взгляд, позиция компании будет не столь убедительной, так как закон защищает в первую очередь правообладателей земельных участков, а "Авиатренд" к таковым на сегодняшний день не относится.

Главное