Загород, 13 мар 2014, 13:26

Черноморская недвижимость в России не ориентирована на яхтсменов

Покупатели недвижимости, интересующиеся яхтенным спортом, составляют менее 5% от общего спроса на российскую курортную недвижимость
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos/Subbotina

Яхтенный туризм на Черноморском побережье России тормозят отсутствие достаточного количества марин, высокие цены на стоянки и сложный пограничный режим. В результате местная инфраструктура теряет богатых потенциальных покупателей-яхтсменов, которые могли бы тратить свои деньги на российском курорте, а любители предпочитают экономные варианты отдыха и содержания своих яхт, рассказали эксперты "РБК-Недвижимости".

Упущенная выгода

Наличие профессиональных яхт-клубов в современных жилых комплексах - интересный момент, но даже в таком небольшом курортном городе, как Геленджик, доля покупателей, интересующихся яхтенным спортом, настолько мала, что составляет менее 5% от общего покупательского спроса на недвижимость, рассказывает коммерческий директор ФСК "Лидер" Григорий Алтухов.

"Во многом поэтому наша компания, к примеру, и не ориентирует свои жилые комплексы на такую узкую аудиторию. Если яхтенный спорт в Геленджике (где компания строит свои объекты. – Прим. ред.) станет более популярным и число спортсменов увеличится, то их можно будет рассматривать как перспективную целевую аудиторию", – поясняет он.

Но дело не только в том, что в России яхтсмены составляют небольшой круг потенциальных покупателей. Причина, по которой российские туристы предпочитают проводить свои яхтенные каникулы не на отечественном побережье, а на курортах Франции, Хорватии, Турции и Испании, кроется в том, что в настоящее время яхтенная инфраструктура ни одного из регионов России не соответствует международным стандартам, считает генеральный директор яхтенного агентства ООО "Белингер" Софья Саркисян.

Между тем, по оценке аналитиков консалтинговой компании GVA Sawyer, недвижимость в комплексах, расположенных на территории марин, стоит выше, чем в аналогичных комплексах, расположенных в других местах, на 15–35%. Увеличение количества яхт ежегодно формирует неудовлетворенный спрос со стороны яхтсменов на существующие марины.

На сегодняшний день инфраструктура марин Черноморского побережья не развита
"На сегодняшний день основную прибыль яхт-клубы в Европе получают от рекреационной составляющей (баров, ресторанов, гостиниц, саун, проката и т. п.). В среднем она приносит 60% от прибыли, 30–40 % прибыли дает сдача в аренду стояночных мест для яхт и катеров", – уточняют эксперты.

По словам Софьи Саркисян, в Европе располагается около 1,5 млн якорных стоянок для яхт. Во Франции с населением 55 млн человек парусным спортом и яхтенным туризмом активно занимаются более 3 млн человек, используя для этих целей 120 специально оборудованных яхтенных гаваней и яхтенных марин. В Турции яхтенный туризм приносит 25% прибыли от туризма; только в акватории Восточного Средиземноморья годовой яхтенный транзит составляет в среднем 2 млн судов, что в денежном эквиваленте составляет порядка 12 млрд евро.

Как отмечает директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта Алексей Жиров, в Москве уже возникло понимание, что мероприятия, связанные с регатами, – это бизнес. Но, по его мнению, чтобы бизнес, который строится вокруг яхтенного спорта, развивался, необходимы реальные решения на федеральном уровне. "Сейчас с яхтенным спортом в России происходит примерно то же, что и с внутренним туризмом", – говорит он.

Раз, два и обчелся

На сегодняшний день инфраструктура марин Черноморского побережья не развита. По данным GVA Sawyer, общая вместимость яхт-клубов и частных эллингов на территории Черноморского побережья РФ превышает 1,3 тыс. мест. При этом Черноморское побережье считается главным курортным направлением страны, а его протяженность вдоль береговой линии составляет 145 километров.

Как заметил заместитель директора стратегического консалтинга компании JLL Михаил Якубов, важна не сама марина, а ее соседство. "Недалеко от нее, не более чем в сутках пути, должна располагаться другая марина, сопоставимая по классу. Сейчас в непосредственной близости от Сочи на Черноморском побережье марины есть в Новороссийске и Анапе – фактически яхтам ходить некуда, и это большая проблема", – поясняет он.

В Краснодарском крае в будущем могут действовать от 14 до 25 объектов базирования и обслуживания маломерных судов
По словам управляющего директора НП "Сочинский морской клуб" Алексея Николаева, на Черноморском побережье России активно действуют яхт-клубы с оборудованными стоянками, из которых можно отметить "Русское море", "Семь футов", порт "Алексино" в Новороссийске. Другие гавани имеют большие ограничения, например, по глубине, наличию мест и необходимого сервиса.

В морском порту города Сочи построена современная "Сочи Гранд Марина", способная обеспечить высокий уровень сервиса, на уровне международных стандартов, и вместить большое количество судов – до 300.

Как отмечает Софья Саркисян, на сегодняшний день самая большая стоянка на Черном море – это яхт-клуб Новороссийского морского пароходства (ОАО "Новошип"), открытый в 1966 году. В нем созданы все необходимые условия. Однако у самого большого черноморского клуба есть проблемы. Во-первых, нехватка мест для всех желающих. Во-вторых, недостаточные глубины: яхты с осадкой более 2 метров с трудом подходят под кран.

По экспертным оценкам, в Краснодарском крае в будущем могут действовать от 14 до 25 объектов базирования и обслуживания маломерных судов, способных обеспечить стоянкой порядка 10 тыс. яхт и катеров на морской береговой линии. Количество судов, размещаемых в навигационный период, может быть увеличено за счет использования акваторий, находящихся в региональной и федеральной собственности.

Тем не менее на сегодняшний день на российском побережье Черного моря нет ни одной действующей марины, а имеющиеся бывшие яхт-клубы в основном рассчитаны на небольшое количество яхт – до 100, причем большая часть мест для швартовки рассчитана на спортивные модели, которые не являются круизными вариантами и пригодны не для отдыха, а только для спорта, говорит гендиректор яхтенного агентства ООО "Белингер".

Работа на перспективу

Одним из немногих исключений стал порт "Имеритинкий". В июле 2013 года он принимал флот международного яхтенного фестиваля "Черное море".

После Олимпийских игр в порту будет создана яхтенная марина международного уровня, которая сможет предложить владельцам судов полную современную инфраструктуру для стоянки, хранения и обслуживания судов. К работам по перепрофилированию порта планируется приступить в конце 2014 года – начале 2015 года.

На сегодняшний день работы по формированию проекта перепрофилирования порта находятся в стадии завершения. Планируется инвестировать от 50 млн до 100 млн долл. в зависимости от проекта. "Яхтенная марина – это часть курортного района "Имеретинский". Также здесь реализуется ряд объектов жилой и коммерческой недвижимости", – рассказывает заместитель генерального директора группы "Базовый Элемент" Андрей Елинсон.

Что мешает развивать яхтенный отдых в России?

Черноморское побережье России имеет большой потенциал для развития яхтинга и связанной с ним туристской индустрии.
Директор НП "Сочинский морской клуб" уверен, что синергия усилий государства и частных инвесторов при должной ей реализации позволит в короткое время обустроить Черноморское побережье, создать почву для развития яхтенного бизнеса и рынка услуг.

Однако до прошлого года в России были тяжелые правила таможни и пограничного контроля, в соответствии с которыми иностранные суда могут заходить в акваторию и передвигаться в наших водах. В 2013 году этот режим немного ослабили, но он по-прежнему гораздо более строгий, чем правила, к примеру, Средиземноморья, указывает Михаил Якубов.

Кроме того, по словам аналитиков GVA Sawyer, на Черноморском побережье не везде можно построить марину. Во-первых, Черноморское побережье Краснодарского края – это сплошные скалы с очень узкой прибрежной полоской. Естественных бухт чрезвычайно мало. Во-вторых, у подходного фарватера должна быть достаточная глубина, чтобы позволить находиться в марине крупным судам. Наконец, акватория марины должна быть достаточных размеров не только для стоянки судов, но также для их маневров при подходе и отходе от стояночного места.

Ближайшие соседи

На Украине ситуация с маринами такая же, как и в России: это не марины, а бывшие яхт-клубы, которые приватизированы, их пытаются коммерциализировать, но не больше, говорит Софья Саркисян. "На Украине пытались принять программу развития парусного спорта, но пока ничего не сделали, дальше законопроектов дело не продвинулось", – добавляет она.

Что касается Болгарии, то там всего несколько марин, неблагоприятные для яхтинга береговая линия и линия дна. Количество яхт также минимальное; система аренды так называемого чартера яхт отсутствует.

Вся яхтенная инфраструктура Турции сосредоточена на Средиземноморском побережье. В настоящее время там порядка 30–40 марин и стоянок. Помимо этого, яхтенная инфраструктура является одной из приоритетных отраслей, в развитии которых государство принимает активное участие. В Турции реализуется программа развития яхтенной инфраструктуры, что говорит о высокой важности этого направления для государства.

К сожалению, в отличие от Турции в России отдельные государственные структуры и региональные власти хоть и пытаются разработать системный подход к созданию единой яхтенной инфраструктуры, тем не менее все заканчивается отдельными инициативами в рамках корректировки законодательства или одобрением общего плана развития яхтенной инфраструктуры.

Напомнимаем, что в середине марта, в дни проведения юбилейной 25-й Международной инвестиционной выставки недвижимости MIPIM в Каннах, состоится парусная регата - самое яркое событие весеннего сезона на Лазурном Берегу. Организаторами мероприятия выступают компания "БЕСТ-Новострой" и "РБК-Недвижимость". Подробнее - см. "Читайте также".

Елена Лыкова

Главное