Загород, 17 сен 2015, 14:47

Спрос на дорогую загородную недвижимость упал до исторического минимума

За пять лет структура рынка загородной недвижимости претерпела кардинальные изменения. Основная доля спроса сместилась в недорогие сегменты, при этом значительно большее количество покупателей коттеджей и таунхаусов стали рассматривать их в качестве места для постоянного проживания
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский

Доля спроса на загородную недвижимость Подмосковья в среднем и высоком ценовых сегментах по итогам второго квартала 2015 года достигла исторического минимума, говорится в исследовании компании «Инком-Недвижимость». Для комфорт-класса показатель сократился до 13% от общего объема, а в бизнес-классе упал до 3%. Одновременно рекордно максимального уровня — 82% — в структуре спроса достигла доля загородной недвижимости экономкласса. Речь идет именно об увеличении удельного веса недорогих объектов в совокупном объеме продаж, а не росте количества сделок, уточняют в компании.

Изменения в структуре спроса начались на фоне кризиса 2008 года, до которого более 80% рынка загородной недвижимости составляли коттеджи и таунхаусы средних и высших ценовых сегментов, следует из материалов «Инкома». Однако к третьему кварталу 2013 года 78% в совокупной реализации продавцов загородной недвижимости приходилось уже на экономкласс.

В исследовании также отмечается трансформация самого экономкласса: волна кризиса конца нулевых привела к резкому росту доли в структуре спроса участков без подряда (УБП) в низком ценовом сегменте — к третьему кварталу 2010 года она достигла 90%. Однако к 2012 году произошло снижение до 50%, а в первом полугодии 2015 года показатель опять вырос до 66–67%.

С одной стороны, популярность УБП — «это закономерная антикризисная реакция покупателей, которые не желают отказываться от своей цели перебраться за город, даже если у них не хватает средств на покупку участка с подрядом или готовым домом», говорится в исследовании. С другой стороны, продажа УБП — один из основных способов выжить девелоперу. «Сейчас застройщикам не хватает финансирования, чтобы создавать прибавочную стоимость, а продажа земли без подряда дает им возможность получения быстрого денежного потока», — объясняет управляющий партнер компании «Миэль-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов.

Все более популярными, как следует из материалов «Инкома», у покупателей «загородки» становятся квартиры в малоэтажных жилых домах. В первой половине 2015 года доля этого формата в совокупном объеме продаж составила 29%. Аналитики компании отмечают, что сейчас большинство сделок совершается с целью приобрести дома для постоянного проживания. «Одновременно под влиянием кризиса резко сократилась доля тех, кто покупает загородную недвижимость для сезонного проживания и в качестве второго жилья. Почти полностью прекратились покупки с целью инвестирования», — замечает директор департамента загородной недвижимости компании «Инком-Недвижимость» Андрей Кройтор.

Выросла также доля альтернативных сделок (по схеме trade-in), говорится в исследовании «Инкома». Эта схема в некоторых случаях позволяет увеличить жилплощадь при переселении за город или получить выгоду в деньгах. «Во многом спрос в сегменте экономкласса увеличился за счет горожан, которые рассматривают таунхаусы и квартиры в малоэтажных домах как аналог квартирам в московских новостройках», — подтверждает тезис коллег директор департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын.

Сейчас, по оценкам Владимира Яхонтова, на долю альтернативы в общей структуре сделок приходится не менее 75%. «Альтернативный спрос распределяется в двух направлениях — покупка индивидуального дома за городом или приобретение квартиры в новом малоэтажном комплексе», — говорит он. Спрос на малоэтажные новостройки, по мнению Яхонтова, может существенно оживить введение льготных ставок по ипотеке для вторичного рынка, вероятность которого на днях анонсировали федеральные чиновники.

Владимир Миронов

Главное