Ритейл дошел до дна
К вакантным площадям в торговых центрах возвращается интерес
Впервые с начала кризиса количество свободных площадей в торговых центрах Москвы стало сокращаться. Ритейлеры адаптировались к кризису, считают эксперты. Наиболее активно начали развиваться торговые сети нижнего ценового сегмента, практически не потерявшие внимания покупателей в отличие от более дорогих брендов. В результате оживления арендаторов приостановилось падение ставок, и к середине осени они зафиксировались на отметке 1 тыс. долл. за "квадрат", что вдвое меньше прошлогоднего показателя.
Об оживлении рынка аренды в торговой недвижимости единогласно говорят все консалтинговые компании. По данным Jones Lang LaSalle (JLL), в третьем квартале 2009 года количество незанятых помещений в столичных торговых центрах снизилось с 8 до 7%, или с 195,8 тыс. до 171,3 тыс. кв. м. В прошлом году такой объем простаивающих магазинов казался нереальным: до кризиса в качественных комплексах в ожидании арендаторов простаивал всего 1% площадей — порядка 20 тыс. кв. м.
В третьем квартале не было введено ни одного нового торгового центра, что помогло владельцам уже действующих комплексов найти арендаторов. По словам генерального директора компании "Магазин магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis Анны Ширяевой, спрос на помещения со стороны розничных сетей возрос более чем на 50%. "Несмотря на негативные макроэкономические показатели, многие торговые операторы к настоящему времени уже адаптировались к ведению предпринимательской деятельности в условиях кризисных явлений", — замечает она.
Директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская объясняет активность арендаторов наступившим деловым сезоном. Эксперт предупреждает, что говорить о росте рынка пока рано, однако "очевидно, что свое падение он остановил". Свидетельством стабилизации рынка является и прекращение падения ставок. Рухнув к концу 2008 года с 2,3 тыс. до 1,5 тыс. долл. за 1 кв. м, в течение этого года стоимость аренды плавно снизилась до 1,1 тыс. долл., подсчитали эксперты Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko. На начало ноября средняя ставка аренды "квадрата" в столичных торговых центрах составила 1 тыс. долл.
Эксперты замечают, что наибольшую активность проявляют ритейлеры, ориентированные на покупателей с невысоким доходом. Так, Auchan планирует развивать в России сеть дисконт-гипермаркетов "Радуга", говорят аналитики DTZ. Целые торговые центры сейчас переориентируются с учетом изменившейся покупательской способности. В качестве примера удачного реконцепта г-жа Ключинская приводит Lotte Plaza на Арбате, который предпочел покупателей со средним достатком. А в "Мега Белая дача" детские магазины были вытеснены более практичными: так, место "Банана-Мамы" занял одежный H&M, "Детского мира" — Habitat с товарами для дома.
Однако открытие новых торговых комплексов подпортит статистику свободных площадей: в течение ближайших двух лет этот показатель будет держаться на уровне 12%, считают в JLL. До конца года первых посетителей должны принять два крупных торговых центра — "Золотой Вавилон Ростокино" на проспекте Мира (торговая площадь 170 тыс. кв. м) и "Город" в районе шоссе Энтузиастов (110 тыс. кв. м). В результате из заявленных к открытию в этом году 960 тыс. кв. м девелоперы осилят не более 40% — 378 тыс. кв. м.
НАТАЛЬЯ КОПЕЙЧЕНКО