От неоклассики до типовой застройки: какую архитектуру снимали в советских новогодних фильмах
Многие любят смотреть новогоднюю советскую киноклассику 1950–1980-х годов, но не все обращают внимание на декорации в этих кинолентах. Зачастую съемки проходили в кинопавильонах, однако некоторые киношлягеры снимались в антураже реальных городских условий (натурные съемки широко использовались в кинолентах так называемой брежневской эпохи). Конечно, в таких позитивных и светлых фильмах режиссеры и сценаристы старались показать современную и красивую архитектуру, иногда с иронией, если того требовал сюжет.
«Карнавальная ночь»
Пожалуй, самый первый советский новогодний послевоенный фильм — это «Карнавальная ночь» с известной песней «Пять минут» в исполнении Людмилы Гурченко. Все действие происходит в студийных интерьерах дома культуры, и несмотря на то что лента вышла в 1956 году, декорации в фильме представлены в типичном сталинском стиле. В этой ленте есть лишь одна сцена, где снято реальное здание на площади Журавлева, которое сейчас называют Дворцом на Яузе.
Здание построено по проекту Иллариона Иванова-Шица в 1903 году для Введенского народного дома. Тогда это была весьма скромная постройка в стиле рационального модерна. В 1946–1947 годах здание было перестроено в стиле неоклассицизма архитектором Борисом Ефимовичем и приобрело свой нынешний вид. С 1947 по 1959 год в этих стенах располагался театр имени Моссовета, а с 1959 и по 1960-е годы — Телевизионный театр, отсюда велись телетрансляции концертов. Затем долгое время здесь размещался Дворец культуры Московского электролампового завода.
«Ирония судьбы, или С легким паром»
Другая, не менее известная новогодняя лента — «Ирония судьбы, или С легким паром» — очень ярко отразила индустриальное домостроение и его безликость, ставшую объектом критики в 1970-х годах.
Но дома, в которых жили герои фильма Женя Лукашин и Надя Шевелева, отнюдь не типовые. В фильме для съемок использовался дом №113 по проспекту Вернадского в Москве. Сейчас на его стене — мемориальная табличка, повествующая об этом событии. Всего в 1969–1970 годах было построено три таких дома, и стоят они рядом друг с другом. Это была экспериментальная серия из унифицированных деталей Единого каталога. Автором проекта выступил коллектив МНИИТЭП под руководством архитектора Андрея Самсонова. Но тогда Совет Министров СССР и ГлавАПУ посчитали серию слишком дорогой. Позже этому же коллективу удалось на ее основе сделать известную и массовую серию П-3.
«Чародеи»
И еще один известный советский новогодний фильм, замыкающий «архитектурную кинотройку», — «Чародеи». Съемки проводились не в студии, а в «живых» интерьерах: герой Семена Фарады плутает по коридорам аппаратно-студийного комплекса (АСК-1) телецентра «Останкино». Массивный остекленный серый параллелепипед на светлом стилобате был построен в 1964–1969 годах по проекту коллектива архитекторов под руководством Леонида Баталова, возглавлявшего в то время мастерскую №7 Моспроекта.
Длинные коридоры этого здания и были обыграны в фильме. Здесь же сняты интерьеры кабинета директора института НУИНУ.
А вот другие помещения снимали в здании Дворца культуры ЗИЛ, построенном в стиле конструктивизма по проекту братьев-архитекторов Весниных в1930–1936 годах. Почему именно конструктивистское здание было выбрано для интерьеров института НУИНУ — ответ довольно простой: оно находилось в Москве и в нем могла работать вся съемочная группа, ну а обширные залы ДК подошли для массовых сцен. Кроме того, к тому времени внутри был сделан капитальный ремонт, и интерьеры приобрели новое звучание в духе архитектуры конца 1970-х. Правда, внешний вид института определяли две постройки — гостиница «Союз» в Левобережном районе Москвы и туристический комплекс в Суздале, который был введен в эксплуатацию в 1978 году и стал крупнейшим объектом гостинично-туристической инфраструктуры Золотого кольца. Авторы проекта — архитекторы Марк Орлов и Юрий Ранинский. Оригинальная современная архитектура с элементами древнерусского художественного оформления стала для своего времени идеальным сочетанием традиций отечественного зодчества. Правда, его интерьеры с декоративными самоварами и деревянной резьбой не годились для научно-исследовательского института, поэтому для съемок был выбран ДК ЗИЛ.
Денис Ромодин специально для «РБК-Недвижимости»