От озарения до тревоги: как архитекторы видят спектр эмоций
В рамках выставки «Архитектура для людей» московские архитектурные бюро представили свой взгляд на эмоции и создали экспозицию-лабиринт в конструктивном пространстве «Зотов центр».
«Архитектуру можно воспринимать не только на визуальном уровне, но и на эмоциональном. Она несет в себе особые смыслы, следует разным, в том числе и авторским принципам, обращает внимание смотрящего вглубь, вдохновляет. Поэтому одной из задач фестиваля является просветительская функция: представить горожанам и гостям столицы возможность познакомиться с философией контрастной архитектуры посредством разных форматов», — сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Рассказываем, что из себя представляет выставка.
Ностальгия
В первом павильоне архитекторы изобразили ностальгию. «Работа над этим проектом была очень органична. Из точки мы развернули целую экосистему. Эмоциональное состояние, вызывающее четкое желание вернуться в прошлое, — это чувство мы захотели выразить посредством архитектурной формы. Мы представили себе единицу наших воспоминаний. Что такое единица воспоминаний? Это некая точка, из которой все разворачивается, куда можно положить чувства и воспоминания. Так получился настоящий лабиринт из 16 декорированных ящиков. Они образовали систему, выстроенную из наших воспоминаний. Получилась особенная архитектурная форма», — говорит основатель и креативный директор Pergaev Berue Сергей Пергаев.
Спокойствие
Пространство «Спокойствие» отражает природу воды — самой противоречивой, но в то же время самой умиротворяющей стихии. «Здесь вода звучит, отражается и ощущается через волнистую поверхность металла, резонанс стен и обволакивающие звуки. Часто эти воспоминания борются с водой. Мы захотели создать эффект воды в павильоне и применили технологию каустики — когда свет направляется на отражающую поверхность металла. Получились блики на стенах и на самой поверхности пола. Так, гость может увидеть свое отражение — это интерактивная эмоция, когда ты смотришь на себя как в зеркало, смотришь на себя со стороны, где на глубине находишь спокойствие, которое где-то скрывается в тебе», — рассказал архитектор бюро MAP Александр Хороший.
Удивление
В следующем помещении представлено удивление. «Для создания экспозиции были привлечены дети, которые нарисовали северное сияние в фантастическом городе. Рисунки были перенесены на стены белой комнаты. Когда посетитель выставки попадает в пространство, рисунки оживают», — рассказали архитекторы из бюро Steel.
Смятение
Если бы тревога была пространством, то это был бы запутанный ландшафт отражений, высоких теней и эха, запутанный лабиринт, где каждый поворот ведет к неопределенности, говорят архитекторы. Представьте себе лабиринт без стен — огромное пространство, где типичные границы растворяются в замысловатом расположении колонн и отражающих поверхностей. «В нашей инсталляции мы создали стены из мягкого подвижного материала, образующего лабиринты. Помимо визуального восприятия, нам нужна и обращающая на себя внимание часть, поэтому мы выбрали войлок, который достаточно плотный. Собственно, в нашей работе мы хотели предложить подумать о том, какой мы делаем выбор, как проходим через неопределенности в современном мире», — рассказали авторы проекта из Бюро 1541.
Уют
В следующем зале архитекторы представили ощущение уюта. «В своем павильоне мы решили обратиться к детским воспоминаниям, чувствам и эмоциям. Мы изобразили прекрасный замок из подушек, одеял и всего, что можно найти дома. Также наш павильон напоминает шатер кочевника, в нем посетители могут сделать паузу и немного отдохнуть», — рассказал сооснователь бюро KOSMOS Леонид Слонимский.
Вдохновение
«Мы выбрали вдохновение, так как мы люди творческие и всегда находимся в его поиске. В первую очередь нам нужно было для себя ответить на вопрос, что это такое. Экспозиция похожа на таинственный лес, в нашем архитектурном видении он представлен в форме строительных лесов, наверху которых расположилась световая инсталляция. Она слегка мерцает и служит аллюзией на невесомое чувство вдохновения, которое внезапно нас посещает», — пояснила архитектор студии IND.
Озарение
Другой зал экспозиции олицетворяет озарение. «Мы весь год исследуем природу, как она работает. И в таком же смысле этот город был основанием этой инсталляции, потому что мы хотели сделать ее природной, живой. Тему озарения мы рассмотрели через призму материнской утробы, пещеры. Это наш главный образ, главный символ. Когда вы входите в наше пространство, то ощущаете защищенность, потому что оно отсылает к образу пещеры. Главная мысль, которую мы хотели донести, — все живое тянется к свету, и это озарение происходит, когда человек соприкасается с чем-то, возможно, божественным. Как сегодня говорили гости, с чем-то большим и великим, к чему тянутся цветы, человек, животное. И к этому большому чувству пусть наша жизнь и лежит», — рассказала Виктория Гавалидис из бюро GAFA Architects.
Тревога
Следующая эмоция — тревога. «Тема тревоги сейчас очень актуальна. Около 80% жителей мегаполисов перманентно испытывают ощущение тревоги. Мы создали холодное урбанистическое пространство при помощи вертикальных труб, которые сжимают сложный лабиринт. Туда мы добавили контрастное освещение и музыкальное сопровождение при помощи нейросети. Экспозиция означает путь, который жителям больших городов бывает сложно найти в лабиринте тревожности», — говорит главный архитектор бюро А4 Алексей Афоночкин.
Праздник
Завершает экспозицию павильон «Праздник». «Праздник ассоциируется с мандаринами, поэтому комнату украшает множество шаров в форме фруктов. Также там представлен телевизор — неизменный спутник домашнего Нового года с семьей и друзьями», — рассказал сооснователь бюро Megabudka Артем Укропов.
Читайте также:
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»