Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Цифровая трансформация: как поменяется бизнес девелоперских компаний
Мнения ,  
0 
Максим Берлович

Цифровая трансформация: как поменяется бизнес девелоперских компаний

Строительная отрасль вынуждена функционировать сегодня под влиянием череды вызовов. Условия рынка стали менее комфортными для девелоперов. Последним пришлось столкнуться с крупными переменами, которые коснулись законодательства, экономики проектов, покупательских приоритетов, а также качества и содержания самого строительного продукта.

Традиционный резистанс, основанный на снижении издержек и удержании позиций, в какой-то мере остается работоспособным сценарием, но уже непродуктивным. В то же время современная реальность, создавая вызовы для отрасли, одновременно предлагает и действенные инструменты для их преодоления. Эти инструменты направлены на долгосрочную эволюцию и качественную перестройку применяемых подходов. В конечном итоге именно они формируют предпосылки для устойчивого роста строительных компаний.

Преодоление инерции

Десятки лет строительный бизнес действовал в русле консервативных установок. Повестка дня предполагала, что девелопмент, в сущности, сводится к своей индустриальной составляющей и ее статистическому выражению: единицы жилья, метраж жилых и нежилых помещений, нормативы по социальным объектам и благоустройству, инженерная инфраструктура. В центре внимания отрасли находились территории и проекты. Застройщики отказывались от непрофильных функций, видя в них обременение, а не источники дополнительных возможностей. Эксплуатация сданного фонда связывалась исключительно с затратами, а не с потенциальными выгодами. Такой подход серьезно обеднял бизнес-модель.

Однако с развитием информационных технологий стало очевидно, что фокус интереса любой отрасли смещается в сторону потребителя, коммуникации с ним, а также средств, каналов и инструментов, делающих эту коммуникацию максимально эффективной и комфортной. Для строительного бизнеса это стало особенно актуальным. Американские и европейские девелоперы уже активно инвестируют в стартапы, которые формируют цифровые экосистемы в жилых проектах, способствуют цифровой трансформации всей отрасли. Причем информационные технологии служат не только улучшению девелоперского продукта, но и позволяют создавать инновационные бизнес-модели, повышать эффективность бизнеса.

Следует отметить, что управленческая структура больших компаний не позволяет оперативно отслеживать изменения в информационном поле. С этим куда эффективнее справляются малые команды, которые быстро усваивают и развивают новые идеи. Американская практика показывает, что приобретение готовых стартапов является более рациональной тактикой для девелоперов, чем выращивание собственных.

PropTech — ключевой механизм трансформации

Важно отметить, что за указанными процессами стоит не просто стремление соответствовать модным трендам. Это поиск стратегических решений, которые ведут к прогрессу всей отрасли. Постепенно такую практику осваивают и российские компании. В настоящее время на рынке формируется целая новая индустрия, получившая определение PropTech. Под ним понимается комплекс цифровых продуктов, сервисов, которые обеспечивают технологическую основу для трансформации сферы недвижимости. Покупка, продажа, аренда, эксплуатация зданий и помещений будут осуществляться через мобильные устройства.

Внедрение PropTech предусматривает несколько этапов. На первом из них автоматизация и цифровизация охватывают все основные элементы действующей бизнес-модели. Это позволяет значительно повысить объем данных о взаимодействии клиента со строительным продуктом и его поставщиком, а также наладить удобную коммуникацию между всеми сторонами. Ежемесячно от жильцов домов, которые находятся под нашим управлением, поступает 10 тыс. обращений, включая запросы на увеличение пакета услуг. Формирование дополнительного корпуса информации и его всесторонний анализ откроют новые возможности для дальнейшей эволюции жилых проектов. Последующие шаги трансформации затронут уже ценностный уровень и приведут к появлению новой бизнес-модели.

Помимо прочего, PropTech может принципиальным образом изменить расстановку сил среди главных игроков строительного рынка. Агрегаторы, располагающие сверхкрупными базами данных, получат преимущество относительно традиционных девелоперов — в том числе и по объемам капитализации. Иными словами, мы находимся на пороге фундаментальной трансформации отрасли: информационные активы станут дороже производственных. Это уже находит подтверждение в зарубежном опыте на примере сервисов и маркетплейсов WeWork, Opendoor, Knotel. Сегодня мы впервые наблюдаем в сфере недвижимости примеры рождения «единорогов», то есть компаний, чья капитализация достигла $1 млрд за короткий срок. Этот факт подтверждает, что информационная и цифровая трансформации не просто пришли в нашу отрасль, а уже начали менять бизнес-ландшафт.

Сценарии эволюции

Ближайшей аналогией может служить трансформация банковской сферы. Ранее ее функционал был сосредоточен на хранении, преумножении и конвертации финансовых активов. Сегодня речь идет о мультисервисной экосистеме, предоставляющей клиентам, как частным, так и корпоративным, максимально широкий список услуг. И это облечено в удобную и мобильную форму, которая значительно экономит время клиента. Ему не нужно больше идти в банк — банк находится буквально в его руках, в гаджете, начиненном необходимыми сервисами и приложениями. Если клиенты благодаря цифровизации экономят время и усилия, финансовые организации экономят свои средства: в зависимости от конкретного сектора бизнеса снижение издержек составило от 10–15% до 40–60%.

Важнее всего, что такие трансформации создают определенный потребительский стандарт, а также привычку к быстрому, комфортному и полноформатному доступу к услугам. Это формирует определенный уровень ожиданий по отношению к другим сферам, в том числе к строительству. Покупатели недвижимости быстро меняются: если раньше клиента интересовала только крыша над головой, то теперь он ждет пользы и функциональности от каждого квадратного метра: все большую популярность набирает концепция Space as a Service, а вслед за потребителем «взрослеет» и развивается вся отрасль.

Две стратегии развития

Очевидно, что российская индустрия девелопмента пока отстает в плане освоения цифровых технологий. Объем инвестиций в инновационные разработки здесь в несколько раз ниже, чем в IT-секторе. Даже у девелоперов, занимающих лидирующие позиции в данной сфере, объемы вложений в НИОКР не превышают 0,2% от выручки. В телеком-индустрии этот показатель равен 0,5%. Однако этот же факт говорит и об огромном потенциале для роста. Сложившаяся ситуация дает девелоперам два вектора развития.

Первый из них заключается в последовательной персонализации и кастомизации продукта, оперативном управлении информацией, поступающей от покупателей, расширении и усложнении компетенций (в первую очередь сервисных и коммуникативных). Это нишевый сценарий, который в свое время позволил малым и средним банкам провести грамотную оптимизацию и удержать сравнительно немногочисленную, но устойчивую аудиторию, предложив ей комфортные индивидуализированные решения.

Второй путь — построение универсальной и целостной экосистемы, которая учитывает огромный комплекс параметров и задействует десятки опций. Застройщик предлагает покупателю не просто конкретную единицу жилья, а многообразную среду, наполненную инфраструктурными объектами, технологичными сервисами и социальными активностями.

Выбор сценария будет зависеть от масштабов и ресурсов компании. Однако в обоих случаях приоритетами для инвестирования станут BIM-проектирование, мобильные приложения, интеллектуальные системы автоматического контроля и управления. Каждый третий российский застройщик предлагает высокотехнологичные решения, которые принято называть «умный дом» и «умная архитектура». BIM-технологии были задействованы при проектировании 2 млн кв. м недвижимости, введенной в эксплуатацию нами: порядка 30% от совокупного фонда объектов. Цифровая трансформация выгодна для обеих сторон. Клиент получает гораздо более удобный продукт, адаптированный под его потребности, а застройщик оптимизирует расходы, повышая эффективность.

Потребности клиента как главный актив

Еще одним общим знаменателем является ориентированность на длительное сотрудничество с покупателем. В пространственном отношении сфера комфорта неуклонно расширяется. Еще несколько лет назад она ограничивалась границами квартиры, затем в нее вошли подъезд и придомовая территория. Сейчас покупатели все чаще видят себя участниками квартального комьюнити. И на всем этом пространстве современный ответственный застройщик стремится обеспечить качественную среду. Но на временной шкале взаимодействие зачастую завершается подписанием акта приема-передачи. Такой подход крайне непродуктивен. У девелоперских компаний есть ресурсы и возможности, чтобы поставлять своим клиентам управленческие решения и сервисные продукты, рассчитанные на долгосрочную перспективу сотрудничества. В новой парадигме строительного бизнеса покупатель с его приоритетами и потребностями становится самым ценным активом. Отвечая на эти приоритеты и потребности, девелоперы смогут нарастить фактически особую индустрию услуг — стратегический резерв для развития их предприятий.

Приобретение жилья уже нельзя рассматривать как изолированный акт. Каждая сделка — это точка роста и взаимодействия. Каждый покупатель контактирует с десятками других людей и нуждается в десятках сервисах, обеспечивающих его комфорт и комфорт его семьи. Это создает многоуровневую структуру лояльности, которая, видимо, станет главным капиталом для строительной сферы. Наш опыт подтверждает данный прогноз: повторные продажи занимают 30% в структуре сделок компании.

Подводя итог, можно констатировать, что новый этап эволюционного цикла в развитии отрасли уже стартовал. Его главным содержанием станет открытие девелоперами дополнительных возможностей и точек роста в сфере управления недвижимостью. И у строительных компаний, и у потребителя их продуктов появился интерес к увеличению жизненного цикла проектов. Клиент получит максимально насыщенную сервисами комфортную среду проживания, а девелопер расширит горизонт развития бизнеса или его отдельных сегментов.

Об авторе
Максим Берлович Максим Берлович глава Московского территориального управления Группы «Эталон»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Госдуме рекомендовали повысить штрафы за недопуск газовщиков в квартиры Жилье, 18 мар, 18:50
Минтруд разработал перечень освобожденных от пеней при оплате ЖКУ Жилье, 18 мар, 16:51
Росреестр нашел собственников для 7 тыс. объектов недвижимости в Москве Город, 18 мар, 15:19
Куда спрятать в квартире ценные вещи. 12 советов по организации тайника Дом, 18 мар, 13:43
Квартальный ввод торговых центров в России за год вырос в семь раз Город, 18 мар, 13:43
Риелторы назвали районы Москвы с наибольшим снижением цен на апартаменты Жилье, 18 мар, 12:59
Отцовский капитал: кто может получить и на что потратить почти ₽1 млн Деньги, 18 мар, 11:53
Генеральный директор MR Group Мария Литинецкая — о городе и архитектуре Город, 18 мар, 11:50
Названы районы Москвы с наибольшим снижением цен на новостройки за год Жилье, 18 мар, 10:35
Минфин подготовил проект о продлении выплат многодетным на ипотеку Жилье, 18 мар, 09:50
Росреестр зафиксировал рекорд по онлайн-сделкам с жильем в Москве Жилье, 18 мар, 09:15
Почти три четверти введенного в 2024 году жилья построено населением Жилье, 15 мар, 18:16
Росстат зафиксировал падение ввода жилья в Москве Жилье, 15 мар, 18:02
«Домклик» вычислил регионы России с самыми низкими ценами на жилье Жилье, 15 мар, 16:20
Главное Лента