Японский мастер-план: как будут развивать агломерацию Владивостока
Японское архитектурно-инжиниринговое бюро Nikken Sekkei уже около года работает над созданием мастер-плана агломерации Владивостока — договор об этом компания подписала с российским АИЖК в декабре 2016-го.
«РБК-Недвижимость» рассказывает о планах японских урбанистов по изменению городского пространства столицы Приморья — детали мастер-плана были представлены на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) в начале сентября.
Владивостокский мастер-план, над которым сейчас работает Nikken Sekkei, включает схему функционального зонирования, предложения по работе с транспортными потоками, архитектурную концепцию нового облика города с углубленной разработкой отдельных наиболее важных городских территорий, следует из материалов стенда Nikken Sekkei на ВЭФ. Концепция мастер-плана Владивостока предполагает развитие в городе отдельных кластеров (хабов): образовательного, делового, транспортного (транзитного) и культурного.
Бухта Золотой рог и долина Первой речки
Две первые территории, с которых начнется архитектурное обновление Владивостока, уже определены. Речь идет о центральной территории в районе железнодорожного вокзала и бухты Золотой рог, где японцы предлагают создать многофункциональный общественный центр, сохранив историческую застройку и перенеся за ее пределы находящиеся там сегодня промышленные зоны.
Второй территорией является долина Первой речки, где сейчас, в основном, промышленные зоны и участок нефтебазы. Японские архитекторы предлагают перенести сюда часть административных функций из центра города, чтобы разгрузить его. Это поможет улучшить ситуацию с пробками. Также здесь предполагается высотная застройка, создание общественных и жилых функций.
Проведенное японцами исследование доказало, что одной из главных проблем Владивостока является транспорт. В городе часто образуются пробки, не хватает общественного транспорта, мест для парковки, зон для комфортного движения пешеходов. Одна из причин этого — существующее расположение функциональных зон, из-за которых центральная часть города перегружена административными и промышленными комплексами. В том числе здесь расположена промышленная портовая зона.
Концепция мастер-плана Владивостока предполагает изменение структуры города в умную и компактную, говорится в материалах Nikken Sekkei. В числе прочего предлагается развитие эффективной улично-дорожной сети для снижения транспортной загруженности в центре города и создание транзитно-ориентированного типа делового центра на базе старых объектов.
В мастер-плане будет заложено строительство новой кольцевой дороги, что поможет решить проблему с пробками в городе. Дорога должна частично пройти по морской части. Кроме того, концепция мастер-плана, подготовленная АИЖК и японским архитектурным бюро Nikken Sekkei, предполагает строительство второго моста на остров Русский.
Полностью мастер-план будет готов уже в конце нынешнего года. После этого документ отправится в администрацию Приморского края и администрацию города Владивостока для сбора комментариев и замечаний. АИЖК и Nikken Sekkei готовы учесть все предложения, затем мастер-план будет одобрен и запущен процесс актуализации генерального плана города, рассказали в пресс-службе российского агентства.
Что такое мастер-план
Отличие мастер-плана от генплана Владивостока, во-первых, в том, что он гораздо обширнее, чем генплан, как по географии рассмотрения, так и по составу работ: этот документ рассматривает развитие города в структуре всей агломерации, а по некоторым аспектам — и всего Приморского края. Мастер-план будет содержать стратегические положения и планы — в частности, перераспределение портовых функций Владивостока в другие муниципальные образования, перераспределение транспортной нагрузки и создание альтернативных путей передвижения не только в городе, но и в агломерации.
Во-вторых, в отличие от генплана, мастер-план дает предложения по объемно-пространственному развитию города, описывает качественные характеристики существующей и вновь создаваемой городской среды, выявляет зоны стратегического развития и дает по ним более детализированную проработку, объяснили в пресс-службе АИЖК.
Остров Русский
Агломерация Владивостока включает в себя и остров Русский, для которого московское КБ «Стрелка» разрабатывает стратегию комплексного освоения территории. Этот проект также был представлен на ВЭФ.
Территория, с которой работает «Стрелка», занимает 4% (390 га) от площади всего острова и расположена на полуострове Саперный в бухте Новик. Здесь обсуждается строительство нового поселения на 30 тыс. жителей. КБ «Стрелка» делает для этой территории мастер-план жилых кварталов, где будут учтены все аспекты «идеального района» — расстояние между домами, расположение социальных объектов, детских площадок, транспортная развязка и многое другое. Кроме того, КБ «Стрелка» совместно с голландским бюро WEST 8 разрабатывает концепции развития набережной и трех парков в бухте Новик.
Напомним, сегодня на острове Русский построен кампус Дальневосточного федерального университета, ведутся работы по строительству ЖСК «Остров» для преподавательского состава этого вуза и местных сотрудников РАН.
Набережные Амурского залива
Помимо создания мастер-плана, во Владивостоке идет и текущая работа по благоустройству городских территорий, в том числе в рамках федеральной программы «Комфортная городская среда».
Основная концепция благоустройства общественных пространств Владивостока — дать горожанам доступ к набережным, сделать их открытыми и доступными для всех, рассказали в пресс-службе КБ «Стрелка», которое является исполнителем федеральной программы.
В настоящий момент во Владивостоке разработана концепция благоустройства Набережной улицы от Светланской до Красноармейского переулка. Разработкой проекта занималось владивостокское бюро «Архибат» совместно с КБ «Стрелка». Проект не финализирован, реализация запланирована на период 2018–2022 годов, поэтому он еще будет обсуждаться с администрацией города и края, локальным экспертным сообществом и жителями.
Реализация комплексного благоустройства также запланирована на других городских территориях. Это 1-я Морская улица и площадь перед вокзалом по Алеутской улице, набережной Амурского залива от пляжа на мысе Кузнецова до переулка Шевченко, набережная Амурского залива от Красноармейского переулка до стадиона МГУ им. Невельского, территории между Корабельной набережной и Светланской улицей у Золотого моста. Финансирование идет за счет федеральных субсидий от Минстроя РФ, краевого и муниципального бюджетов.