Жилье, 29 окт, 13:54

Как зарегистрировать ипотеку через нотариуса. Инструкция Росреестра

Регистрация Росреестром ипотечного договора, который оформлялся через нотариуса, осуществляется в срок не более одного рабочего дня
Читать в полной версии
Фото: LightField Studios / Shutterstock / FOTODOM

Любая ипотечная сделка (как и сделка купли-продажи и ряд других сделок с недвижимостью) нуждается в обязательной регистрации в Росреестре. Подать документы на такую регистрацию может и нотариус. Это делается дистанционно, через личный кабинет нотариуса. В этом случае процедура проходит максимально быстро и занимает не более одного дня, говорится в поступившем в редакцию сообщении Росреестра.

Регистрация ипотечной сделки через нотариуса включает несколько основных этапов, пояснили в регистрационном ведомстве.

1. Заключение и удостоверение ипотечного договора у нотариуса

После того как заемщик и банк заключили ипотечный договор о кредите на покупку жилья, они могут обратиться к нотариусу. Нотариус проверит законность сделки, отсутствие противоречий в предоставленных документах и правоспособность обеих сторон и нотариально удостоверит сделку. В ведомстве поясняют, что лишь в этом случае документы можно будет подать на регистрацию через личный кабинет нотариуса.

2. Подписание электронных документов

Фото: Nicola Forenza / Shutterstock / FOTODOM

После проверки законности ипотечной сделки нотариус формирует необходимый пакет документов:

  • ипотечный договор в электронном виде;
  • электронное заявление о государственной регистрации права и обременения ипотеки.

Именно их и подают на государственную регистрацию.

3. Отправка ипотечных документов в Росреестр

Нотариус как полномочный представитель обеих сторон ипотечной сделки через свой личный кабинет напрямую в режиме онлайн направляет документы в Росреестр на регистрацию.

4. Регистрация договора в Росреестре

После получения документов в Росреестре проверят их юридическую чистоту, и если нет никаких препятствий, сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). В ведомстве поясняют, что регистрация ипотечного договора через нотариуса осуществляется в срок не более одного рабочего дня с момента получения документов (п. 9 ст. 16 № 218-ФЗ).

5. Получение документов о регистрации ипотеки

После регистрации договора нотариус получает документы из Росреестра и уведомляет об этом стороны ипотечной сделки. Подтверждением пройденной регистрации является выписка из ЕГРН, которую нотариус получает в электронном виде.

Антон Фролкин, нотариус, председатель Общественного совета при управлении Росреестра по Москве:

— Вся работа по подаче документов и взаимодействию с Росреестром входит в зону ответственности нотариуса. Это современный, высокоэффективный и удобный для граждан механизм, который полностью отвечает задачам цифровой трансформации государственных услуг, обеспечивая максимальную скорость, безопасность и прозрачность процедуры.

В сентябре 2025 года Росреестр предупредил о новых видах мошенничества с недвижимостью. Злоумышленники, выдавая себя за сотрудников ведомства, пытаются получить доступ к личным данным и финансам граждан. Атаки осуществляются с помощью телефонных звонков, через электронную почту и мессенджеры. Злоумышленники информируют россиян о якобы проводимых операциях с их недвижимостью, таких как продажа, залог или арест. Их цель — вызвать панику и побудить человека обратиться в «службу поддержки» по указанному номеру телефона. Под маской консультантов мошенники стараются выведать конфиденциальную информацию или заставить жертву перевести деньги для отмены несуществующих операций.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК Недвижимость»

Главное