Отрасль, 23 окт, 12:00

Открыть девелоперскую компанию в 25 лет: что важно знать об Alikson Group

На московском рынке недвижимости появился новый игрок, который строит сразу два крупных девелоперских проекта. Разбираемся, чем интересен Гасан Мустафаев и какие его проекты мы скоро увидим
Читать в полной версии
Фото: Alikson Group

На девелоперский рынок Москвы вышла новая компания с креативным подходом к ведению дел. Alikson Group — имя новое для девелопмента, но уже известное в таких отраслях, как информационные технологии, логистика, инвестиции. В общей сложности бизнес затрагивает 24 направления в шести странах: России, Казахстане, Кыргызстане, ОАЭ, Китае и Турции. Среди наиболее известных проектов создателя компании Гасана Мустафаева — маркетплейс электроники, аренда премиальных автомобилей, направление оптовой дистрибуции и т. д.

Выясняем, зачем многопрофильной группе компаний Alikson Group рынок недвижимости, где будут расположены первые проекты и чем строительная отрасль может удивить выходца из другой сферы бизнеса.

— Состоявшись в других направлениях бизнеса, вы занялись непростым делом — девелопментом. Что стало причиной этого решения? — Пять лет назад, когда я только переехал в Москву, часто проезжал мимо башен «Москва-Сити». Думал, как было бы здорово открыть офис в одном из этих зданий. Очень скоро мечту реализовал — офис Alikson Group находится в одной из высоток бизнес-центра. И тогда появилась следующая мечта — построить проект масштаба «Москва-Сити». Меня завораживает идея о том, что я могу создать что-то подобное, изменить городской ландшафт и жизнь людей. Я убежден, что правильный девелопмент сосредоточен на пользе для общества: благодаря офисным зданиям, которые построит моя компания, появятся новые рабочие места. Мне хочется проезжать мимо огромного здания и понимать: его бы не было, если бы я не приложил к этому руку. Думаю, это здоровое желание достичь больших высот и оставить свой след в истории.

— Гасан, рынок офисной недвижимости, на мой взгляд, находится в несколько турбулентном состоянии. С одной стороны, мы наблюдаем, что в большинстве крупных компаний изрядная часть сотрудников по-прежнему работает в удаленном режиме. С другой стороны, видно, что девелоперы возводят новые проекты с офисами категории А и выше. Как вы оцениваете перспективы этого сегмента рынка?

— Перспективы заманчивые. Во-первых, активное строительство, и именно коммерческих площадей, сейчас очень выгодно, потому что застройщики получают большие льготы по налогообложению. Если вы просто строите, например, 50 тыс. кв. м жилой площади, то вам необходимо заплатить в бюджет порядка 3–4 млрд руб., чтобы начать строить. Если же помимо 50 тыс. кв. м жилой площади вы строите еще и 30–50 тыс. кв. м коммерческих помещений и создаете новые рабочие места, то вы эти деньги не платите. Во-вторых, из-за резко возросших ставок на ипотечные кредиты инвесторам сейчас выгоднее приобретать коммерческие и офисные помещения, так как их окупаемость в 2–2,5 раза быстрее, чем при покупке и сдаче в аренду жилья. Соответственно, высокий спрос провоцирует рост цен на аренду офисов. Могу рассказать на собственном примере. Сейчас нахожусь в поиске трех офисов для разных бизнес-юнитов нашей компании и вижу, что за последние год-полтора цены на аренду выросли минимум в два раза. И, соответственно, окупаемость таких проектов значительно ускорилась. Поэтому мы зашли в этот бизнес и планируем строить большие офисные комплексы.

Фото: Alikson Group

— Какие проекты сейчас находятся в работе? — Около года назад я приобрел компанию, среди активов которой была недвижимость: два старых здания в Москве на улицах Лобачевского и Международной. Мы провели большой объем работы по изучению рынка и спроса на нем — и сейчас у меня есть понимание, что именно мы построим. На улице Лобачевского появится два офисных центра по 30 этажей каждый. Это порядка 50 тыс. кв. м. На Международной улице также возведем офисы общей площадью около 25 тыс. кв. м. На оба объекта уже получили ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) и перешли к этапу проектирования.

Фото: Alikson Group

— В 2002 году в США появилось понятие «офисшеринг» — когда компании или бизнес-центры, владеющие свободными офисными пространствами, сдают их на определенный срок небольшим командам. Существует даже международная онлайн-система совместной аренды. Насколько мне известно, вы один из активных сторонников такого вида бизнеса.

— Вы правы. У меня есть IT-проект, связанный с недвижимостью, в который я год назад инвестировал порядка $10 млн, купив долю в компании Apart Sharing — это сервис для бронирования жилья, который работает по принципам шеринговой системы. На данный момент полностью прописан софт и проработана система с арендой офисов, которую мы запустим, в частности, в зданиях на Лобачевского. Чтобы было понятнее, объясню на примерах. Например, компания купила пространство площадью 300 кв. м, а использует только 200 из них. Остальные 100 кв. м она может сдать в субаренду. Еще один весомый плюс и дополнительная привлекательность для клиентов, что на этих неиспользуемых площадях можно устроить коворкинг по интересам. К примеру, IT-компания, у которой есть лишние кабинеты, может сдавать их другим айтишникам. Это позволит знакомиться с людьми из своей сферы, налаживать полезные связи, делиться опытом. Кстати, есть еще один перспективный вариант офисного шеринга: инвестор покупает офисное пространство на 300–400 кв. м, делит его на отдельные помещения площадью по 20–30 кв. м — и может сдавать их почасово или посуточно.

— Шеринговая модель экономики во всем мире уже теснит традиционные формы бизнеса. Какие перспективные направления вы видите для себя в будущем и какие уже освоили?

— Тренд на шеринг только укрепляется. Люди понимают, что им нет смысла что-то покупать в собственность, если они могут этим (офис, машина и т. д.) воспользоваться вместе с другими. Это выгодно прежде всего с финансовой точки зрения. Крайне важно, чтобы бизнес обратил внимание на этот тренд и подхватил его — чтобы можно было не только зарабатывать, но и приносить пользу миру, позволяя людям потреблять осознанно, вносить собственный вклад в устойчивое развитие. Таким образом, офисшеринг — не первый наш шеринговый проект. Мы создаем целую шеринговую экосистему, несколько компаний в ней уже существуют и успешно работают на рынке.

— Вам как человеку со свежим взглядом наверняка видны какие-то тренды, которые упускают старые игроки? И чем рынок недвижимости отличается от прочих? — Если говорить о трендах, то, как я уже говорил, сейчас наблюдается огромный спрос на офисные помещения классов В+ и А, и это очень перспективное направление. Меня удивило, с какой готовностью отреагировали на наш запрос о финансировании банки — далеко не в каждой отрасли можно так быстро и результативно договориться о предоставлении кредита. Сейчас у нас есть предварительные договоренности о финансировании с двумя крупными банками, и я подумываю о том, чтобы обратиться еще в пару финансовых компаний, чтобы сравнить условия и выбрать лучшие. Еще один плюс — вариативность того, как можно распорядиться готовыми объектами и заработать на них. Например, в офисных зданиях мы планируем продать 80% площадей. Начнем еще на стадии котлована для ранних инвесторов, которые позднее смогут перепродать офисы с выгодой для себя. Остальные 20% оставим для сдачи в аренду и для собственного головного офиса.

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Главное