Отрасль, 21 мая, 10:30

Точки над «и»: как развиваются современные инфраструктурные проекты

Успешное развитие необходимой инфраструктуры в стране возможно при слаженной и согласованной работе государства и крупного бизнеса, подчеркивают участники рынка
Читать в полной версии
Фото: Shutterstock

В России активно ведется жилищное строительство — в последние несколько лет один рекорд по вводу сменяется другим, а совокупный портфель застройщиков многоквартирного жилья, по данным «Дом.РФ», к началу мая достиг максимального с 2019 года показателя 110 млн кв. м. Такие темпы требуют повышенного внимания и к развитию инфраструктуры — как транспортной, так и коммунальной, социальной, коммерческой и общественной. Связанные с этим вопросы эксперты обсудили в рамках прошедшего недавно в Москве «Инфрафорума РБК».

Инфраструктура инфраструктуре рознь

Само понятие инфраструктуры многогранно и включает в себя самые разные направления — от дорог и коммуникаций до магазинов и кафе, от школ, поликлиник и рабочих мест до рекреационных и досуговых возможностей. Неудивительно, что уровень развития инфраструктуры в масштабах страны сильно отличается от региона к региону, отметили участники секции «Инфраструктурный импульс. Точки над «и»: Инфраструктура. Институты развития. Инвестиции» «Инфрафорума РБК».

О том, что развитие различных типов инфраструктуры по стране ведется неравномерно, в ходе дискуссии заявил директор строительного торгового дома «Петрович» Евгений Мовчан. Эксперт подчеркнул, что в вопросах улучшения транспортной доступности, сообщения и логистики государство делает большие шаги. «У нас сейчас одновременно строятся три моста через Волгу. Для ретейла это сокращение времени на товар в пути и серьезное улучшение логистики», — привел пример эксперт, добавив, что ситуация с инфраструктурой в сфере ЖКХ сложнее. «В этой области накоплен большой долг и туда нужны большие инвестиции», — подчеркнул Евгений Мовчан.

Директор департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич напомнила о том, что инвестиции в развитие инфраструктуры в стране растут. За три последних года, отметила Синичич, было выдано инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) более чем на 1 трлн руб. Эксперт согласилась с тем, что коммунальная инфраструктура нуждается в обновлении — сети ветшают и требуют постоянного внимания. «Ключевые вызовы ближайших лет — это долг регионов по ИБК, а также дефицит кадров в социальной инфраструктуре», — добавила Мария Синичич.

Председатель комиссии РСПП по строительству и жилищной политике Леонид Казинец отметил в ходе дискуссии, что всю инфраструктуру можно разделить на необходимую и желательную. К первой, по словам эксперта, следует относить системы водоснабжения и водоотведения, обращения с отходами, электрику, а также дорожные сети, детские сады и школы. В состав желательной инфраструктуры входят магазины шаговой доступности, парк, развлечения, качественное благоустройство двора с детскими площадками. «Все эти вещи тоже стоят денег. Можно провести аналогию: если у девушки есть на что купить одни туфли, одну сумку, одно платье, она пойдет за второй, за третьей сумкой. Так и застройщик, отвечая на запросы покупателей, начнет делать дополнительную инфраструктуру там, где люди за это готовы заплатить», — заявил эксперт.

Президент ФПК «Гарант-Инвест» Алексей Панфилов отметил, что на фоне бурного развития инфраструктуры в целом и строительства жилья в Москве торгово-сервисная инфраструктура (районные торговые центры, торговые и сервисные объекты) серьезно запаздывает. Новым микрорайонам недостает качественных проектов, предлагающих возможности для проведения досуга, а также сервисной инфраструктуры на новых трассах, транспортных узлах, развязках и перекрестках, подчеркнул эксперт. В результате жителям современных проектов приходится пользоваться транспортом, даже чтобы добраться до ближайшего супермаркета, отметил Панфилов.

Выступая на инфраструктурной секции «Инфрафорума РБК», Мария Синичич рассказала о формировании нового нацпроекта в этой сфере — «Инфраструктура для жизни». В него войдут все проекты, которые касаются комплексного развития территорий, модернизации коммунальной структуры, обеспечения транспортной доступности, инфраструктурно-бюджетных кредитов. «Сейчас идет разработка мастер-планов. В новом нацпроекте все будет идти не от точечной застройки, а от общего развития территорий, от формирования комплексной инфраструктуры», — подчеркнула глава департамента Минстроя.

Участники «Инфрафорума РБК» обсудили важные вопросы развития инфраструктуры в России (Фото: Фотобанк РБК)

Импортозамещение, экология, стандартизация

Участники инфраструктурной сессии рассказали о ключевых трендах инфраструктурного развития — как плановых, так и обусловленных событиями последних лет. Евгений Мовчан затронул в ходе беседы тему стройматериалов, необходимых для реализации инфраструктурных проектов. «Несмотря на события последних двух лет, где-то работает параллельный импорт, где-то держатели брендов сами помогают в этом. При этом существуют большие возможности для импортозамещения, например в электрике, а в сегменте красок импортозамещение удалось осуществить практически на 100%», — отметил эксперт, подчеркнув, что дефицит сохраняется в сегменте теплоизоляции и стеновых материалов и в некоторых других секторах. «Есть еще одна важная проблема — это недостаток на стройке квалифицированных кадров», — добавил Евгений Мовчан.

Коснулись и вопроса экологической инфраструктуры. Заместитель генерального директора по инвестиционному развитию ППК «Российский экологический оператор» Сергей Королев напомнил, что с 2019 года в стране строится новая система обращения с отходами, включающая развитие вторичной переработки.

«За пять лет было создано более 200 безопасных с экологической точки зрения объектов. Главная задача на ближайшие годы — создать систему утилизации, которая будет эффективно работать по всей стране», — добавил эксперт.

Директор оптовых продаж СТД «Петрович» Елена Азарова, выступая на «Инфрафоруме РБК», отметила важность стандартизации процессов инфраструктурного строительства. «Современная стройка — это большое количество участников, — пояснила эксперт. — Именно фокусирование на своей роли, повышение профессионализма в своей сфере — те самые источники эффективности и скорости, которые могут дать взрывные точки роста. Чем больше стройка в нашей стране будет выверена и прогнозируема, тем более эффективной она станет». Эксперт также затронула тему комплексного развития территорий, отметив важность комплектации таких площадок строительными материалами. «Если в городе есть проекты, которые будут осваивать несколько лет, то имеет смысл именно там помещать складскую точку, с которой будет осуществляться комплектация этой стройки всеми необходимыми материалами», — подчеркнула Елена Азарова. «Строительство — значительная часть экономики страны, она будет развиваться. Этой отрасли очень нужны цифровизация, слаженность и прозрачность процессов по всей строительной цепочке», — заключила она.

Участники секции «Инфраструктурный импульс. Точки над «и»: Инфраструктура. Институты развития. Инвестиции» также обсудили, какими будут в ближайшие годы главные тренды развития инфраструктуры. Наряду с модернизацией коммунальной инфраструктуры была также отмечена важность дальнейшего развития транспортных сетей. Еще одной ключевой задачей Евгений Мовчан назвал обеспечение технического суверенитета. «Тот же рынок подъемно-погрузочной техники, который раньше был целиком импортным, должен быть отечественным», — отметил эксперт. «Важно понимать, что это небыстрый процесс. Но в России нужно развивать производство стройматериалов, чтобы обеспечить строительную отрасль бесперебойным поступлением всего необходимого», — резюмировал Мовчан.

Читайте также:

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Главное