Город, 04 июн, 11:00

От конструктивизма до Сити: чем особенна архитектура Кутузовского

Изучаем историю и архитектуру одной из самых престижных улиц Москвы и разгадываем причину ее популярности
Читать в полной версии
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Кутузовский проспект — относительно молодая улица Москвы: магистраль в ее современном виде появилась меньше 100 лет назад. Почти сразу с момента своего появления Кутузовский стал желанным местом для жизни. Эпохи менялись, а район Дорогомилово, окружающий проспект, оставался одной из самых востребованных и дорогих локаций столицы — и может похвастать таким статусом и сейчас.

Особая репутация Кутузовского складывается из нескольких составляющих. Это и относительная близость к Кремлю, и неординарная архитектура, и отсутствие огромных промзон, и множество парков, окружающих дома с зелеными дворами. Разбираемся в популярности Кутузовского проспекта, изучаем его историю и архитектуру, а также выясняем, что сейчас строят в районе, который более полувека считается символом статусной локации.

Из разбитой дороги — в район для интеллигенции

Сто лет назад ныне нарядный и грандиозный Кутузовский проспект представлял собой глинистую и невысыхающую деревенскую дорогу, окруженную одноэтажными деревянными домами. В конце XIX века в районе нынешней набережной Тараса Шевченко появился Трехгорный пивоваренный завод, однако на дорожной инфраструктуре это не отразилось.

Свой современный вид Новодорогомиловская улица — прежнее название Кутузовского проспекта — начала приобретать к концу 1930-х годов. Здесь строили дома в конструктивистском стиле. Они предназначались для рабочих авиационного завода и ТЭЦ, расположенных неподалеку. Несмотря на общие черты, здания проектировались разными архитекторами и не создавали единый ансамбль.

Генплан 1935 года поставил задачу превратить Можайское шоссе и Новодорогомиловскую улицу в магистраль, соединяющую Можайск и Смоленск с Московским Кремлем. Проект включал в себя и реконструкцию жилых зданий. Разработку облика новых домов доверили архитектору Зиновию Розенфельду: по его чертежам в период с 1938 по 1956 год построили десять домов. Район заполнился новыми жителями — семьями советского руководства.

Нынешнее название Кутузовский проспект получил в 1957 году. Тогда же в районе завершается строительство последней, седьмой сталинской высотки — исторической гостиницы «Украина», сейчас известной как Radisson Collection Hotel, Moscow. Рядом с отелем постепенно формируется дипломатический городок — начало Кутузовского заселяется дипломатами. В 1960-е в новые дома въезжает ученая и творческая интеллигенция: среди населявших проспект в разное время — режиссеры Сергей Герасимов и Сергей Параджанов, актер Борис Бабочкин, футболист Лев Яшин, балерина Майя Плисецкая и композитор Родион Щедрин.

К 2000-м годам в начале и середине Кутузовского проспекта практически не осталось места для новых домов: стройка сместилась в конец магистрали, в район Фили-Давыдково. Даже после того как проспект превратился в транзитный путь из центра в элитный пригород, жить на Кутузовском все равно считалось признаком элитарности. Новую жизнь улица обрела после строительства «Москва Сити» — из-за близости к деловому кварталу Кутузовский стали заселять бизнесмены и офисные работники.

Собирательный образ архитектуры Москвы

«Кутузовский проспект — своеобразная выставка советской архитектуры в натуральную величину. В самом начале он имеет плотную и однородную застройку в стиле сталинского ампира, единую колористику — бежевые тона, характерные для сталинской эпохи. Там же, в самом начале проспекта, есть несколько кварталов застройки 1960–1970-х годов — это уже более скромная стилистически хрущевская и брежневская архитектура», — перечислил особенности особого района генеральный директор архитектурного бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.

Среди главных признаков архитектуры Кутузовского до Третьего транспортного кольца (ТТК) основатель архитектурного бюро Pergaev bureau Сергей Пергаев назвал высокую детализацию фасадов — «нарядность и желание выразить в каждом здании поэтический образ через декор в виде лепнины растительного происхождения». Далее пышные постройки сменяются фасадами гипертрофированных постмодернистских зданий 1990–2000-х годов, возвышающихся в виде башен, которые перемешиваются с новостройками.

По словам Пергаева, подобное соседство превращает Кутузовский в собирательный образ города: за десять минут без пробок можно увидеть, как менялась архитектура города — от величественных сталинок и Триумфальной арки до новостроек. Особую атмосферу смены времен создает парк Победы с панорамными видами и возвышающиеся небоскребы «Москва-Сити».

Говоря о начале и середине Кутузовского, историк современной архитектуры и градостроительства, доцент МГСУ Николай Васильев акцентирует внимание на еще одну особенность проспекта — иерархию приватно-общественных пространств — принцип, который применялся в советском строительстве в 30–60-х годах ХХ века. Суть этого принципа состоит в плавном переходе от частного к общественному пространству.

«Есть приватное — это наша комната или квартира, — рассказал Васильев «РБК-Недвижимости». — Мы спускаемся вниз и оказываемся во дворе. Как правило, он замкнут визуально, что хорошо и в психологическом, и в климатическом плане. Здесь есть все — и детские площадки, и места отдыха для взрослых, например столы для шахмат, спортивные площадки, эстрады. В годы, когда не было телевидения и интернета, двор становился местом общения. Необязательно помнить всех жителей, но свою социальную прослойку мы знаем: школьники общаются с другими школьниками, пенсионеры — с другими пенсионерами. Это также создает психологический комфорт».

Следующая ступень в иерархии — парадный двор, который выходит на проспект. Здесь и магазины, и общественные здания вроде кинотеатра «Пионер», а также разные элементы благоустройства в виде небольших фонтанов. Это уже общественное место, но вместе с тем все еще двор. «И только после этого мы попадаем во внешний мир — на магистраль, где ходит транспорт и прогуливаются люди, не живущие в домах, а просто проходящие мимо», — рассказывает Васильев. По его словам, подобная иерархия — редкость для современной Москвы. Наблюдать ее сейчас можно только в нескольких районах: помимо Кутузовского, например, на Фрунзенской набережной и на Соколе.

За пределами первой линии Кутузовского есть места, в которых отсутствует городская среда. По мнению архитекторов, решить эту проблему поможет реконструкция Бадаевского завода и строительство жилого квартала «Vesper Кутузовский». На фото: «Vesper Кутузовский» (визуализация) (Фото: пресс-служба Vesper)

Современное прочтение традиций

Современный Кутузовский проспект — одна из немногих улиц, сохранивших свой исторический облик. Благодаря продуманным строительным решениям, принятым в советское время, в Дорогомилове практически не нашлось пустого места в спорную эпоху точечной застройки, обращает внимание руководитель аналитического отдела CM International Антон Айсин. Район также не затронула программа реновации с массовой застройкой. В результате проспект продолжает восприниматься как единое целое в эстетическом плане.

Сергей Пергаев замечает, что за пределами первой линии Кутузовского есть места, в которых отсутствует городская среда, что как будто бы нарушает целостность района. По мнению архитектора, решить эту проблему поможет реконструкция Бадаевского завода и строительство жилого квартала «Vesper Кутузовский». «Проект девелопера Vesper представляет собой разумный шаг, — рассказал «РБК-Недвижимости» Пергаев. — Возводимые здания отличаются современными пропорциями, большой расстекловкой и высокими первыми этажами, при этом сохраняя ориентацию на исторический образ архитектуры».

В цветовом решении жилого квартала прослеживается преемственность архитектуре Кутузовского: терракотово-графитовая облицовка нижних этажей отсылает к домам 1930–1960-х годов, а золотисто-песочная отделка верхних этажей напоминает о легендарных столичных высотках и современных небоскребах «Москва-Сити». Еще один важный элемент, отдающий дань архитектуре Кутузовского 40–50-х годов ХХ века, — многочисленные арки разных высот и размеров. Они, с одной стороны, сохраняют дух проспекта, а с другой — создают эффект невесомости зданий.

«Vesper Кутузовский» площадью 3,7 га расположится на второй линии Кутузовского — между проспектом и набережной Тараса Шевченко. Он включает в себя десять домов разной этажности — от 7 до 18 этажей — с собственными лобби, развитой инфраструктурой и подземной парковкой. Девелопер Vesper делает особый акцент на обустройство дворовой территории. Ее главная особенность — всесезонный двор-сад. Здесь разместятся парковые зоны, скверы, детские и спортивные площадки.

Архитектурные решения, созвучные сложившемуся облику Кутузовского проспекта, разработаны специалистами международного бюро ODA Architecture. Их проекты можно увидеть в Нью-Йорке, Дубае, Сеуле, Дели, Шэньчжэне и Буэнос-Айресе (Фото: пресс-служба Vesper)

В квартале будут как квартиры площадью от 48 кв. м, так и пентхаусы с террасами площадью до 652,3 кв. м. Все они оснащены панорамными окнами, что, с одной стороны, делает пространства светлее, а с другой — открывает особые виды на архитектуру Кутузовского проспекта.

Подобные проекты неспроста считаются редкостью в уже устоявшейся архитектуре Дорогомилова. Район Кутузовского — вещь в себе, и далеко не всегда открыточные виды могут сочетаться с современной застройкой. Новые проекты должны не только бережно относиться к историческому наследию, но и соответствовать запросам горожан, уверены опрошенные эксперты.

Пример Кутузовского проспекта — редкое исключение. Здесь можно найти как артефакты ушедшей эпохи, так и проявление последних достижений девелопмента, нашедших свое воплощение в проектах уровня «Vesper Кутузовский». Такое сочетание позволяет району оставаться актуальным и интересным в разные эпохи и непрерывно привлекать интеллигентную публику в качестве постоянных жителей. Возможно, когда-то этот феномен назовут «разгадкой Кутузовского».

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Главное