Город, 19 фев, 17:33

Модернизм 2.0: почему в моде архитектурный стиль начала ХХ века

Модернизм — явление, навсегда изменившее архитектуру, искусство и литературу — нашел новое воплощение в одном из жилых комплексов столицы. Разбираемся, как революционный стиль возродился в современном строительстве
Читать в полной версии

Модернизм — масштабное движение ХХ века, которое отрицало устоявшиеся нормы, жанры и формы и посвящало себя поиску нового видения мира, нового искусства. Модернизм утверждал радикальные художественные принципы, требовал обновления, что видно даже по его названию. Кажется, что стиль прошлого века не назовешь по-настоящему новым, однако принципы модернизма находят свое отражение и в современном столичном строительстве. Разбираемся, почему в XXI веке люди заново открыли для себя модернизм и за что полюбили этот стиль с новой силой.

Функциональность: каждый метр с пользой

Модернизм стал во многом революционным течением, распространившимся на все виды искусства, включая архитектуру. Масштабное движение оказалось следствием индустриализации и технологического рывка, совершенного человечеством в ХХ веке. Культура не могла игнорировать перемены и стала отвечать на них новыми формами и концепциями. В результате модернизм в архитектуре вытеснил прежние течения и надолго предопределил облик городов: они стали выглядеть ярче, динамичнее и интереснее.

Одним из главных направлений модернизма в архитектуре стал функционализм, зародившийся в Германии и Нидерландах. Целью функционализма было объединить концептуальность и утилитарные задачи построек, удовлетворить практические потребности их жильцов. Принцип проектирования таких зданий строился от функции к форме, а не наоборот.

Яркий пример — жилой комплекс «Беллависта» в городе Клампенборг в предместьях Копенгагена. Проект архитектора Арне Якобсена возводили с 1931 по 1934 год. В комплексе из трех двух-трехэтажных корпусов расположилось 68 квартир. Здесь функциональная составляющая оказалась переплетена с эстетической: Якобсен так хитро разместил U-образные корпуса, что из каждой квартиры открылся вид на море, а кажущиеся простыми белые стены так играют тенями на солнце, что в зависимости от времени суток «Беллависта» выглядит по-разному. Впрочем, главной удачей Якобсена стоит признать балконы, утопленные в контур дома, — решение, новаторское для 1930-х и до сих пор выглядящее свежо. Ступенчатое расположение балконов, заглубленных в дом, не только позволило получить жителям персональный кусочек улицы под крышей, но и помогло не нарушить вид из окон для соседних квартир.

Продолжателем функционального подхода в современной Москве станет жилой комплекс премиального класса MOD, который расположится в десяти минутах езды на автомобиле от Цветного бульвара. Квартирам MOD не характерны малополезные углы или асимметричная геометрия, благодаря чему даже небольшие лоты будут вместительными и удобными для жизни.

Функциональность в архитектуре модернизма свойственна не только жилым пространствам, но и общественным. Проследить это можно по оснащенности лобби комплекса MOD — здесь будут зоны для гостей с мягкой мебелью, оснащенные кофе-поинтами читальные зоны, точки зарядки для гаджетов, гостевые санузлы, колясочные комнаты и лапомойки для собак. Ярким примером функциональности стоит признать общественную jazz-гостиную: пространство в стилобате MOD, где днем можно посидеть с книгой или поработать в тишине, а вечером устроить концерт либо посиделки с друзьями в трансформируемой зоне со сценой и местами для зрителей.

Простота: красиво без украшательств

Второй важный принцип модернизма в архитектуре — простота и новаторство форм без лишних украшений. В дизайне зданий правит минимализм, простые линии сочетаются с обилием света. Отрицая заветы прошлого с вензелями и лепниной, архитекторы-модернисты стремились к ясности и четкой геометрии.

Эталонным образцом эстетики модернизма в архитектуре считается творение немецкого архитектора Людвига мис ван дер Роэ — выставочный павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне, проходившей в 1929–1930 годах. Эффектная конструкция без замкнутых помещений и дверей состояла из асимметричных стен, выполненных из оникса, травертина и зеленого мрамора, а также стальных хромированных стоек. Внутри пространство разделяли светопрозрачные дымчато-серые и зеленые стеклянные перегородки, окружали павильон два бассейна.

В дизайне Людвига мис ван дер Роэ воплотился важный принцип архитектуры модернизма — дорогие и качественные материалы в сочетании с нестандартными формами сами по себе выступают достаточным украшением и не нуждаются в дополнениях. Поэтому на выставке Германию представляло само строение как арт-объект.

Еще один пример эстетики модернизма — творчество финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Ведущий представитель течения в Северной Европе считал, что здание должно быть единым произведением искусства, поэтому не просто создавал проект дома, но сразу же продумывал детали — от цвета поверхностей до фурнитуры и мебели. В итоге каждая работа мастера представляла собой торжество новой красоты, которой подчинялись даже самые обыденные предметы обихода.

Важное творение Аалто — библиотека в Выборге, построенная в 1933–1935 годах. Здание отличается обилием естественных материалов в интерьерах. Изюминка библиотеки — волнообразный потолок лекционного зала, созданный для лучшей акустики. Еще одна дизайнерская находка — окна читального зала. Круглые отверстия расположены в потолке, чтобы естественный свет струился сверху. При этом стены зала полностью лишены окон, за счет чего подчеркивается кубическая форма конструкции.

Модернизм современного толка продолжает эти идеи: стремится к ярким формам и эстетичности, но не увлекается бесполезными деталями. Например, отделку фасадов трех строгих башен жилого комплекса MOD высотой от 44 до 55 этажей выполнят из натурального камня — таких проектов в столице прежде не было. А у двух клубных домов будут иные пропорции, контрастирующие с обликом башен. По задумке архитекторов из бюро Kleinewelt Аrchitekten, у этих зданий будет необычная «подвижная» геометрия, их фасады облицуют панелями из натуральной меди и латуни.

Идея о красоте без лишних деталей отражена и в благоустройстве придомовой территории квартала с четким зонированием и круглогодичным озеленением. Ландшафтный дизайн с арт-объектами удивляет извилистостью форм и необычными решениями. Например, в центре двора построят мост закругленной формы со смотровой площадкой. Еще одно нестандартное решение — использование стилобата как второго приватного уровня благоустройства. На нем расположатся зоны отдыха в тени и на солнце в окружении кустарников и цветущих трав.

Не только архитектура

В конце XIX-го и начале XX века модернизм захватил не только архитекторов, но и художников с писателями. В изобразительном искусстве он выразился в таких течениях, как экспрессионизм, кубизм, футуризм и сюрреализм. А в литературе вдохновил писателей отойти от формы классического романа и кардинально пересмотреть само представление о том, каким может быть произведение.

Создатели жилого квартала MOD нашли необычный способ отдать дань работам художников и писателей модернизма. Отсылкой к изобразительному искусству ХХ века станет парк скульптур, который появится на территории квартала благодаря коллаборации с Московским музеем современного искусства (ММОМА). Специально для проекта свои работы представят шесть современных художников, а изюминкой парка станет воссоздание скульптуры советского художника-авангардиста Вадима Сидура на основе его эскизов.

Напоминать о писателях-модернистах будут названия корпусов MOD: «Томас Манн», «Теодор Драйзер», «Альбер Камю», «Гертруда Стайн» и «Айн Рэнд». Оммаж творчеству авторов будет и в интерьерах комплекса — стойки ресепшен в лобби сделают из материалов в тон обложкам первых изданий книг знаменитых писателей.

Технологичность и рациональность: все для людей

Архитекторы-модернисты в своей работе делали ставку на наиболее современные материалы и конструкции. При этом все решения они подчиняли принципу рациональности, осмысленности строительства. Показательный пример — работы первопроходца рационализма в архитектуре Луиса Генри Салливана. Он первым разработал концепцию высотных зданий, экспериментируя с пропорциями и ритмикой. В своих творениях использовал прочные и легкие каркасы из стальных балок — важную новинку в строительстве конца XIX века. Колонно-каркасная конструкция позволила архитектору не только возводить высотные здания, но и сделать более крупные окна, чтобы впустить в помещения больше солнечного света.

Ярким образцом подхода Луиса Генри Салливана стало Гаранти-билдинг в городе Буффало штата Нью-Йорк. 13-этажное здание возвели в 1896 году. По плану архитектора, первый этаж с большими витринными окнами должны были занять отделения банков и магазины. Остальные пространства оборудовали под офисные помещения разных размеров и планировок, а верхний и подземный этажи полностью заняли технические установки, в том числе массивные лифтовые механизмы — радикальная инновация для конца XIX века.

Акцент на новые технологии строительства делал и австрийский архитектор Рихард Нёйтра. Образцом такого подхода стал знаменитый Дом Ловелла, построенный в Лос-Анджелесе в 1929 году для врача-натуропата и журналиста Филиппа Ловелла и его семьи. При строительстве компактного частного дома мастер использовал стальную конструкцию, которая обычно применялась в высотных зданиях. Конструкцию закрепили натяжными тросами, что позволило «подвесить» дом на склоне крутого обрыва так, чтобы здание было безопасным для жильцов и при этом открывало роскошные виды на город. В проектировании дома Нёйтра исходил из стиля жизни своих заказчиков, увлеченных нетрадиционной медициной. В здании, которое также называют Домом здоровья, предусмотрели отдельные места для солнечных ванн, веранды для сна и спортивный зал под открытым небом.

Сегодняшним застройщикам доступны не только новейшие технологии, но и прогрессивные инженерные решения, улучшающие жизнь людей. Например, высокоскоростные лифты с минимальным уровнем шума, развитая система безопасности, технология «Умный дом» (18+), бесшовное покрытие Wi-Fi — все эти технологии будут доступны жителям комплекса MOD. Разумеется, окна здесь сделаны панорамными, чтобы не нарушать вид на город — аккурат по заветам Салливана и Нёйтры. А потолки высотой до 4,8 м позволят резидентам MOD почувствовать себя продолжателями идей Ловелла с его солнечными ваннами и единением с природой. Планировки квартир и дизайн интерьеров для клубных корпусов MOD.S и MOD.R — авторские, их сделали в международном дизайн-бюро Leyla Uluhanli. А в корпусе «Камю» за интерьеры отвечает дубайский офис дизайн-студии 1508 London.

Здравый подход к архитектуре отражается и в особом внимании к ежедневной жизни резидентов. Здание, созданное по заветам модернизма, должно быть полезным для своих обитателей. Реализовать этот принцип в MOD удалось за счет насыщенной инфраструктуры, которая включает в себя детский сад, фитнес-центр, бассейн, ресторан. Для взрослых на территории квартала появятся приватные зоны отдыха и места для занятий спортом, а для детей — две игровые площадки.

Модернизм — движение ХХ века, которое заложило основы современного искусства. Хотя формально стиль существовал до середины прошлого столетия, его отголоски заметны до сих пор — в прогрессивных романах, необычных картинах и ярких архитектурных объектах, один из которых скоро появится в Москве.

Проектная декларация

Застройщик ООО «Специализированный Застройщик «Роща»

Реклама. ООО «Специализированный Застройщик «Роща», erid: 4CQwVszH9pWvp5Wcj2 °C

Главное