Город, 01 мар 2023, 16:02

Большое кольцо метро Москвы замкнулось: как выглядят новые станции

В Москве полностью заработала Большая кольцевая линия (БКЛ), строительство которой велось больше десяти лет
Читать в полной версии
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Первого марта были введены последние девять станций, благодаря чему Большое кольцо метро Москвы замкнулось. В церемонии открытия приняли участие президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

Открылись три станции на ­ Северо-Восточном участке БКЛ: «Марьина Роща», «Рижская» и «Сокольники». На восточном участке заработали станции «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». На южном участке большого кольца пассажирам стали доступны станции «Варшавская», «Каширская».

Изначально эти станции планировалось открыть в конце 2022 года. Но запуск был перенесен на весну. В декабре прошлого года прошел технический пуск новых участков. Рассказываем, что из себя представляют новые станции Большого кольца и что оно даст городу.

Что такое Большая кольцевая линия

Строительство Большой кольцевой линии началось в 2011 году. Первый участок линии от «Петровского парка» до «Делового центра» открылся в феврале 2018 года. К настоящему времени большая часть станций была запущена.

Большое кольцо метро Москвы сейчас состоит из 31 станции, трех электродепо, а его общая протяженность достигает 70 км. Оно соединило все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от уже существующего кольца. Полный оборот по Большому кольцу составляет около 90 минут. Со станций БКЛ можно будет сделать:

  • 19 пересадок на другие линии метро;
  • 4 пересадки на МЦК;
  • 6 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД);
  • 11 пересадок на линии железной дороги.

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиальные линии метро:

  • Рублево-Архангельскую линию — на станции «Карамышевская»;
  • Коммунарскую линию — на «Новаторской»;
  • перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку — на «Кленовом бульваре».

БКЛ стало самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец — Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км). В работах по строительству Большого кольца метро Москвы было задействовано 33 тоннелепроходческих щита и 20 тыс. человек.

Большая кольцевая линия метро Москвы  (Фото: РБК)

Какие станции замкнули Большое кольцо

«Текстильщики»

Станция мелкого заложения с двумя береговыми платформами и двумя вестибюлями с выходами на Шоссейную улицу. С нее можно сделать пересадку на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и МЦД-2. Основным декоративным элементом станции стал двухуровневый потолок, визуально напоминающий вязальный или ткацкий станок — отсылка к названию станции.

Станция БКЛ «Текстильщики» (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

«Печатники»

Станция мелкого заложения с двумя вестибюлями, имеет два выхода на улицы Шоссейной и Гурьянова. С нее можно пересесть на одноименные станции Люблинско-Дмитровской линии и МЦД-2. Дизайн станции выдержан в черно-белой цветовой гамме. Расположенные у эскалаторов и лестниц переходного моста колонны выполнены в виде композиции из двух букв П.

Станция БКЛ «Печатники» (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

«Нагатинский Затон»

Станция расположена вдоль Коломенской улицы, имеет один вестибюль. Благодаря размещению станции на мысе Нагатинской поймы при выходе из нее пассажирам открывается вид на Москву-реку. Основная идея оформления интерьера станции заключается в попытке использовать объект транспортной инфраструктуры в качестве музея, посвященного обитателям рек Московского региона и Нагатинского затона. Пересадок нет.

Станция БКЛ «Нагатинский Затон» (Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС)

«Кленовый бульвар»

Станция следует за «Нагатинским Затоном» и похожа на нее по конструктиву. Она расположена вдоль Коломенской улицы у примыкания к ней Кленового бульвара, вблизи музея-заповедника «Коломенское». Станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами. С нее можно пересесть на Бирюлевскую линию метро.

Станция БКЛ «Кленовый бульвар» (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

«Каширская» и «Варшавская»

До этого станции входили в состав Каховской линии. Но в 2019 году были закрыты на реконструкцию для включения их в состав БКЛ. Сейчас они тоже заработали. «Варшавская» не имеет пересадок, с «Каширской» можно пересесть на Замоскворецкую линию.

Станция БКЛ «Каширская» (Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков)

Станция БКЛ «Варшавская» (Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков)

«Марьина Роща»

Станция расположена вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи, имеет один наземный вестибюль. С нее можно пересесть на одноименную станцию Люблинско-Дмитровской линии. Станция уникальна: она имеет самый длинный эскалатор среди всех станций московского метро. Его длина составляет 130 м. До этого первенство было у «Парка Победы» с длиной эскалаторов почти 127 м. Архитектурный облик «Марьиной Рощи» основан на эстетике фарфора. Станцию украшают выпуклые колонны, напоминающие пузатые чайники, выполненные с помощью мраморных плит с эффектом старины. Вестибюль объекта будто стоит на гигантских металлических шарах.

Станция БКЛ «Марьина Роща» (Фото: Валерий Степченков/ТАСС)

«Рижская»

Расположилась на Рижской площади. Станция имеет один вестибюль с выходом к Рижскому вокзалу. С нее также можно пересесть на одноименную станцию Калужско-Рижской линии. Главная особенность «Рижской» — арочные порталы из нержавеющей стали. Платформу украшают 16 металлических арок высотой до 4 м со встроенной подсветкой.

Станция БКЛ «Рижская» (Фото: stroi.mos.ru)

«Сокольники»

Станция расположена у главного входа в парк «Сокольники», на Сокольнической площади, между Русаковской улицей и Сокольническим Валом. Имеет два подземных вестибюля. С нее можно сделать пересадку на станцию «Сокольники» Сокольнической линии. Оформление станции посвящено строительству первых станций Московского метрополитена. Художественные композиции размещены на светоотражающих панелях потолка. Путевые стены стали большим декоративным панно.

Станция БКЛ «Сокольники» (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Эффект БКЛ для города

По оценкам городских властей, ввод БКЛ улучшил транспортное обслуживание 15 млн жителей Москвы и Московской области. Со станций Большого кольца можно сделать около 50 пересадок. На многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составит до 35–45 минут. Например, время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5,5 раза (с 17 до трех минут). Благодаря снижению нагрузки на другие ветки метро эффект от запуска БКЛ ощутят все пассажиры.

Помимо этого, БКЛ придала мощный импульс развитию прилегающих территорий. По оценкам мэрии, к 2030 году благодаря новому кольцу в зоне притяжения станций появится 391 тыс. рабочих мест.

Влияние БКЛ оказывает и на рынок жилья: открытие новых станций скажется на ценах новостроек в прилегающих к ним районах. По данным аналитиков компании «Метриум», максимального роста — до 30% — можно ожидать в Нагатинском Затоне, где долго не было метро в пешей доступности (в пределах 2 км, или порядка 15 минут пешком).

Заметное влияние на цены на первичном рынке жилья также может оказать открытие станции «Сокольники». После полного запуска БКЛ девелоперы станут реализовывать в Сокольниках больше проектов бизнес-класса, а первичное жилье подорожает на 20–25%, прогнозируют эксперты. При этом моментального подорожания новостроек после полного запуска БКЛ ждать не следует. Цены в районах, где расположены новые станции, уже ощутимо выросли с момента начала строительства Большой кольцевой линии.

Подробнее об этом читайте в нашем материале «Риелторы оценили перспективы роста цен на новостройки у новых станций БКЛ»

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

Главное