В Москве открылось рекордное число магазинов российских брендов
На торговых улицах Москвы в 2022 году открылись 15 магазинов 15-ти российских брендов. Это рекордный показатель для десяти месяцев за всю историю статистики, сообщила директор направления стрит-ритейл международной консалтинговой компании NF Group (ex-Knight Frank Russia) Ирина Козина.
На фоне ухода зарубежных fashion-брендов стали развиваются локальные марки. «Всего в 2022 году в формате стрит-ретейл в Москве открылось 15 локальных операторов», — сказала Ирина Козина. «Это рекордный выход, например, в прошлом году этот показатель был на уровне 4-5 бренда», — уточнила «РБК-Недвижимости» эксперт.
По ее словам, сейчас локальные бренды занимаются активным поиском свободных помещений на торговых улицах Москвы. Раньше российские бренды арендовали помещения не на первой линии, например, это мог быть шоу-рум на четвертом этаже в здании, которое расположено где-то в переулке. С уходом зарубежных игроков локальные операторы активно занимают площадки в центральных локациях. Как правило, им нужны небольшие помещения (около 100-200 кв. м), поэтому они готовы делить аренду с другими брендами, рассказала эксперт.
Локальные операторы, открывшиеся в формате стрит-ретейла в 2022 году
* Ресейл-бутик брендовых товаров ** Концепт-стор брендовых товаров
Данные: NF Group
Основной спрос на помещения стрит-ретейла в центральных торговых коридорах в пределах Садового кольца сейчас формируют предприятия общественного питания, среди которых первенство удерживают рестораны авторской кухни. Наибольшее число открытий в 2022 году пришлось на ресторанную группу Pinskiy&Co, продолжила Ирина Козина. Почти каждый второй запрос на подбор помещений в стрит-ретейле в центре Москвы приходится на рестораторов. Уже отмечается дефицит площадок — найти помещение под ресторан или кафе на торговых улицах Москвы (Патриаршие пруды, Тверская, Никитская) сейчас можно с трудом, отметила эксперт. «Есть буквально единичные варианты», — добавила она.
По данным NF Group, при этом в целом доля вакансия на пешеходных улицах Москвы сейчас составляет 17,2% (+5,3 п. п. за год), на крупных магистралях — 17,7% (+0,1 п. п). Это связано с уходом иностранных компаний. В 2022 году 34 бренда, работающих в стрит-ретейле, объявили об уходе из России. Еще 20 брендов (59%) временно прекратили деятельность, 9 брендов (26%) подверглись ребрендингу, оставшиеся 15% ушли и закрылись. Большая часть брендов, которая ограничила работу в России, приходится на одежду, обувь и аксессуары — 33%, чаще люкс-сегмент, наименьшую составляют продукты и товары для дома — 3%. Бренды из США и Франции занимают большую часть в списке ограничивших деятельность, суммарно на них приходится 44%.
Уход западных игроков приводит также к росту доли пустующих площадей в столичных торговых центрах. По оценке NF, к концу года показатель может вырасти с текущих 13% до 16-17%.