«Того, что мы создаем в Замоскворечье, здесь не было никогда»
В тихом центре столицы, в Замоскворечье, там, где сильнее всего чувствуется аура старой Москвы с ее особенным обликом и укладом, строится уникальный жилой комплекс. Спрятанный внутри исторического квартала между улицами Большая Ордынка, Пятницкой и Климентовским переулком, он составит с ним единое целое и вместе с тем вдохнет новую жизнь.
Главным архитектором проекта «Русские Сезоны» является Павел Юрьевич Андреев — заслуженный архитектор Российской Федерации, человек, который не только вносит свое слово в архитектурный и градостроительный облики столицы, но и с трепетом относится к вопросам реконструкции, сохранению исторической среды. Под его руководством выполнено более более 100 проектов, около 60 из них московские, многие — в историческом центре. Автор реконструкций известных зданий Москвы: ГУМа, Манежа, Большого театра, «Детского мира».
Именно он рассказал нам, как создается проект, в котором премиальная современная архитектура находится в гармонии с историческим окружением.
— Строительство такого рода объекта в Замоскворечье — особенно сложная и ответственная задача. Как сильно отразились на нем существующее окружение, колорит прилегающих территорий? Повлияло ли это на концепцию застройки?
— Москва — город архитектуры, динамичный, меняющийся. За счет развития в разные эпохи он приобрел мультистилевой, мультикультурный характер, где сочетаются и современная архитектура, и конструктивизм, и западноевропейские тенденции, в то же время некоторые восточные мотивы, эклектика. Поэтому и при работе с данной территорией рассматривались диаметрально разные предложения — от семантических композиций до историко-культурных реминисценций.
Расположение в центральном насыщенном районе Москвы привело нас к выводу, что объект должен сохранить прежде всего традиционную планировочную организацию, гуманитарные принципы жилья с внутренним пространством, отсюда вытекает и спокойный масштаб застройки в три — семь этажей. Также особое внимание уделялось сохранению взаимосвязи города с застройкой — первый уровень говорит с городом, с жителями квартала. Воссоздаются забываемые на сегодняшний день понятия градостроительной среды, такие как двор, улица, городская площадь, открывающие возможности социальной жизни, общению людей, живущих в самом комплексе, с людьми, присутствующими в этой части города. Неудивительно, что в какой-то момент мы обратились к парижской среде, к Парижу, который можно назвать больше городом-пространством, нежели городом-архитектурой. В нем комфорт обращен к человеческому масштабу, к городскому жителю. Это и стало основными принципами для нашего проекта, основной концепцией.
— Удалось ли вписать комплекс в историческую архитектурную среду?
— Перед нами не стояла задача вписать ЖК «Русские Сезоны», он не вписывается в историческую архитектуру города, а соответствует тенденции архитектурного исторического контекста, создает единое целое с ним, находится в равновесии. Здесь нет аналогового повторения, у нас не было задачи взять визуальный бренд и воспроизвести его, а, скорее, создать наложение разных культур — на отголоски Франции, Парижа накладывается российское видение, русская стилистика. Конечно, такой архитектуры, которую мы сейчас делаем в Замоскворечье, здесь не было никогда и не могло быть. Изначально в районе располагалась купеческая низкорослая, в два-три этажа, застройка, но жизнь развивается, и в данном случае это возможно. Мы формируем город контекстуально правильный, прочитываем и передаем определенную гамму, настроения, которые должны быть естественными. Мы создаем конгломерат из нескольких зданий, которого никогда не было, но он возвращает среду московскую, разностильную, при этом сочетаемую.
Замоскворечье — это купеческие усадьбы. Мы построили свой собственный мир, ограниченный застройкой по линии улиц Большая Ордынка, Пятницкой и Климентовского переулка. Внутри квартала образовалась своя среда со своими запросами, своим складом жизни, но это не является изменением жизни города, что очень важно. Эти изменения никого не обидят и улучшат комфорт. Мы не можем и не должны повторить то, что здесь было когда-то. Общество не вернется назад, это невозможно. Поэтому мы предлагаем новый этап развития жизни — архитектурный, социально-экономический и пространственный.
Людям, родившимся здесь, будет трудно принять новые изменения, потому что они не видели этого комплекса с детства. А те, кто увидит «Русские Сезоны» в городе впервые, не почувствует в этом какого-то разрушения, диссонанса с исторической средой.
— «Русские Сезоны» не похожи на другие проекты в этом сегменте. Что, на ваш взгляд, является его основной особенностью?
— «Русские Сезоны» — проект, в котором переплетены архитектура и искусство. Это и отличает его от других комплексов формата deluxe. В современных условиях большинство стремится произвести что-то новое, бросить вызов среде, следуя за модными тенденциями или создавая свои. Вызов этого проекта состоит как раз в том, что он берет абсолютно известные, традиционные материалы и относится к ним с классическим, природным уважением, подчеркивая их естественные качества, используя те технологии, которые им присущи, без лишней крикливости.
Человеку свойственно отдавать предпочтение тому, что создала природа, именно такие материалы придают ощущение уюта, тепла и защищенности. Поэтому и натуральный камень, и руками обработанный металл, и элементы предметной среды — все соответствует облику архитектуры, создает ту уверенность комфорта человека и спокойствия, которую мы ищем в повседневной жизни и которая изначально закладывалась в концепцию проекта. Продуманность и правильность выбора материалов, методов работы с ними, применяемые технологии их обработки говорят о качестве проекта «Русские Сезоны».
— Каким будет пространство «Русских Сезонов» для владельцев резиденций, какой стиль жизни оно предлагает? Как это отражается в архитектуре?
— В пределах комплекса «Русские Сезоны» создается диалог между элементами фасадов, интерьерами и благоустройством. Мы пытались добиться естественности при создании определенной матрицы жизни — она достаточна и не требует ничего дополнительного.
Фасады, на первый взгляд классические и даже строгие, смягчаются пластикой форм и деталей, красотой и теплом природного камня, изящным узором балконов и широкими французскими окнами в пол, которые стирают границы между внутренним и внешним пространствами.
В оформлении интерьеров использованы традиционные, созданные природой материалы — натуральный камень, дорогие породы дерева, металл, обработанный вручную. За счет создания диалога между внутренним пространством и внешним владелец резиденции сможет прочувствовать, как авторская мебель и живопись в интерьерах, яркие элементы декора встречаются и, самое главное, сочетаются со спокойной элегантностью фасадов. Виды из окон на исторический центр и его архитектуру дополняют и продолжают тематику искусства в интерьере.
На территории «Русских Сезонов» много зелени, чистого воздуха. Пространство спроектировано таким образом, что в центре города жителя обволакивает природа. Эстетику комфорта — визуального и функционального — продолжает ландшафт с фонтанами, деревьями и цветами, сгруппированными по стилистике классического французского парка. Дизайнерское освещение придает кварталу мягкое освещение вечером, создавая романтическую среду.
Пространство самих резиденций будет приватным, доступным только жителям комплекса.
В едином стиле будут благоустроены в том числе сопредельные городские территории, пути к памятникам культуры.
Пространство станет социально значимым в городской структуре и оживит Замоскворечье, создаст новый центр притяжения. Мы вкладываем много ресурсов, чтобы интегрировать проект в город, а не изолировать его.
— Как строится работа архитектора и девелопера в этом проекте? Какими вы видите свои главные задачи при создании концепции и ее воплощении?
— «Русские Сезоны» отражают мое понимание архитектуры как синтеза эстетики, культуры и технологии. Проект — это высказывание архитектора, учитывающее мнение заказчика и требования к современной жилой среде. В нашей команде сложилось общее понимание того, как мы будем такую среду создавать.
У нас есть уверенность в правильности идеологии, которая заложена в проект. И она дает нам возможность спокойно работать над реализацией: дорабатывать и углублять идею, не отвлекаясь на новые веяния в моде, следуя первоначальной концепции.
«Русские Сезоны» будут именно такими, как мы их задумали. Местом, где человек будет счастлив!