Мнения, 15 фев 2022, 09:24
Павел Трейвас

Недвижимость в метавселенных: новая реальность или мыльный пузырь

Читать в полной версии

Спрос на виртуальную недвижимость продолжает бить рекорды, она уже перестала быть новой игрушкой обеспеченных гиков. Но есть ли смысл покупать цифровые квадратные метры или скоро все закончится?

Трогать не обязательно

Хотя продажи виртуальной недвижимости и других цифровых активов происходят уже давно, бум спроса на цифровые дома и земельные участки начался лишь в 2021 году.

По оценкам аналитиков MetaMetric Solutions, за минувший год объем продаж недвижимости на четырех основных платформах метавселенной (The Sandbox, Decentraland, Cryptovoxels и Somnium) составил $501 млн. И хотя пока графика в существующих метавселенных далека от идеала, а девайсы для погружения в цифровой мир неудобные и дорогие, в январе бум продолжился, общая сумма сделок с виртуальной недвижимостью превысила $85 млн, а по итогам 2022 года показатель может вырасти до $1 млрд.

Этому способствуют несколько факторов: бурное развитие NFT и хайп вокруг него, зарождение виртуального рынка и поддержка таких проектов крупными игроками, в первую очередь основателем Facebook Марком Цукербергом, который намерен создать собственную метавселенную — Horizon Worlds.

При этом у виртуальной недвижимости немало противников, которые считают все это очередной пирамидой. Главный их аргумент — в отличие от классического рынка недвижимости, в Сети можно создавать неограниченное количество квадратных метров, что рано или поздно приведет к краху. Но, как и в случае с NFT, технология блокчейна позволяет сделать что-то незаменимым и дефицитным — то есть каждый виртуальный дом или участок уникален и существует в единственном экземпляре. Кроме того, как и в реальном мире, количество действительно эксклюзивных локаций ограничено.

Да, цифровые дома и участки нельзя потрогать, однако инвесторам это и не нужно. Как и в случае с криптовалютой, 58% российских владельцев которой не используют ее для расчетов и воспринимают только как долгосрочную инвестицию (данные криптобиржи MEXC), главное, что имеет для них значение — виртуальная недвижимость растет в цене и на нее есть спрос. Это дает возможность рассчитывать на будущую доходность вложений, особенно при грамотной диверсификации.

$450 тыс. за соседство со Snoop Dogg

Рынок виртуальной недвижимости только зарождается, у него очень высокий порог входа (в популярных метавселенных — от $3–5 тыс.) и нет четких правил и законов, по которым он развивается. В дальнейшем он будет все больше похож на обычный рынок жилья, где стоимость объекта зависит от локации, конкурентного окружения (близость к виртуальным достопримечательностям или участкам известных людей) и так далее.

К примеру, в прошлом году на площадке Sandbox была закрыта сделка по покупке особняка стоимостью $450 тыс. Такая высокая цена обусловлена тем, что лот расположен рядом со строящимся особняком американского рэпера Snoop Dogg.

Кроме того, собственники могут зарабатывать на сдаче участков в аренду под проведение мероприятий или размещение рекламы. На некоторых платформах, например от Spotselfie, недвижимость будет связана с GPS-координатами реального мира — покупатель получает право владения радиусом вокруг нее. И если платформа станет продавать рекламу в этой локации, то должна будет перечислить ему определенный процент.

Не исключаю, что со временем на виртуальном рынке появятся агентства недвижимости, которые будут помогать покупателям подбирать объекты и заключать сделки с ними. На Западе уже работают специалисты, консультирующие компании по выходу в метавселенные.

Этот новый мир

В России покупка и продажа недвижимости в метавселенных еще не получила широкого распространения. Во многом это связано с неопределенным будущим криптовалюты и метавселенных в целом, а также настороженным отношением к ним со стороны официальных властей.

Тем не менее не думаю, что криптовалюты и виртуальная недвижимость будут запрещены в России, хотя их регулирование определенно станет ужесточаться. Метавселенные масштабны и слишком быстро развиваются, чтобы их можно было остановить директивными методами.

Пока оценить доходность виртуальной недвижимости невозможно, этот рынок очень волатилен. Всегда есть вероятность, что платформа схлопнется и вся недвижимость на ней обесценится. Еще одна сложность заключается в том, что каждая будет иметь свою собственную валюту или собственный токен. То есть, чтобы купить недвижимость в метавселенной на этой платформе, сначала придется купить конкретный токен.

Впрочем, спрос и цены на предметы в метавселенных резко увеличиваются, а в случае дальнейшего улучшения графики, пользовательского опыта, повышения доступности оборудования данный тренд будет нарастать.

Все это дает основания ожидать, что участки и дома в киберпространстве будут высоколиквидными. Метавселенная и недвижимость в них вполне могут повторить путь биткоина. Это новый мир, на мой взгляд, который вряд ли когда-нибудь станет доступным для массовой аудитории, но тем не менее имеющий хорошие перспективы.

Об авторах
Павел Трейвас управляющий партнер Point Estate
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное