Город, 27 сен 2021, 13:59

Крыши, сады и дворы с лавочками: 8 нетипичных офисных пространств Москвы

Вместе с архитектором, москвоведом и управленцами рассматриваем офисные комплексы, в которых можно работать так же свободно, как на удаленке
Читать в полной версии
Фото: пресс-служба проекта "Суперметалл"

В 2020 году многие компании были вынуждены покинуть свои офисы и перейти на дистанционный режим работы. После этого продолжительного опыта часть владельцев бизнеса решила отказаться от офиса совсем, другая — только и ждала момента туда вернуться. Многие вдохновились опытом гибридных форматов: привычный open space теперь хочется разбавить верандами и парками — работать там уже вошло в привычку.

Альтернатива бизнес-центрам и стремительно остывающим осенним скамейкам есть: современные пространства для работы и отдыха в бывших городских промзонах. Лет сто тому назад в их стенах пекли хлеб, ткали ткани, обрабатывали металлы, а сегодня здесь находятся современные офисы, коворкинги и лектории, проходят выставки и спектакли. Как правило, именно бывшие промзоны, сменившие функцию на офисы, предлагают резидентам разнообразные возможности для работы. Вместе с историком и москвоведом Павлом Гнилорыбовым и участниками креативных проектов рассказываем о девяти таких бизнес-центрах.

Фото: https://hlebozavod9.ru/

«Хлебозавод»

ст. метро «Дмитровская»

Это один из первых проектов, который наглядно показал, что творческие команды готовы перебираться за пределы центра — ради комфортной среды. Даже при ставках на уровне Центрального АО.

«Хлебозавод» — выдающийся во всех смыслах архитектурный объект. Яркий представитель эпохи конструктивизма в нынешних городских реалиях снова звучит точно и уместно. Здесь царит особая атмосфера, переосмысленное утилитарное пространство получило новый функционал и стало точкой притяжения творческих людей — и это несмотря на внушительное расстояние от центра города. Все дело в особом шарме «Хлебозавода» и в том, как органично бывшее конвейерное предприятие «переоделось» в современную площадку с концептуальными магазинами, кофейнями и свободной рабочей зоной», — говорит Павел Гнилорыбов.

«Хлебозавод» — это в первую очередь история про ретейл. Сейчас 73 из 121 арендатора — это магазины и стрит-фуд-проекты. Высокий спрос на офисные пространства «Хлебозавода» среди творческих команд легко объясним: это целостная территория, которая может удовлетворить потребности в репрезентативном помещении, насыщенной инфраструктуре и комьюнити схожих по ценностям людей. Здесь же можно найти офис с нетрадиционными характеристиками: например, с собственным выходом на крышу или в круглом здании», — поясняет автор проектов «Хлебозавод» и «Суперметалл» Алексей Капитанов.

Фото: пресс-служба бизнес-парка «Фактория»

Бизнес-парк «Фактория»

ст. метро «Савеловская»

Недалеко от «Хлебозавода», на месте бывшей текстильной фабрики «Полишелк», в 2018 году появилось новое городское пространство — бизнес-парк «Фактория». В результате реновации и благоустройства территории отреставрированные строения бывшего завода заняли офисы крупных компаний, а первые этажи — рестораны, магазины и кофейни.

«Прекрасный пример целого самостоятельного делового квартала, органично вписанного в городскую среду и вместе с тем абсолютно самодостаточного: пешеходная аллея, продуманный ландшафтный дизайн и концепция освещения делают бизнес-парк привлекательным для глаз в любое время суток. Дух деловой столицы соседствует с площадками для светских мероприятий и уютными кафе для безмятежного отдыха. Пространство выглядит по-настоящему элегантно», — характеризует объект Павел Гнилорыбов.

«Фактория» появилась уже после «Хлебозавода», как резонный ответ на возникший спрос со стороны арендаторов: все большее количество компаний не хотело сидеть в стандартизированных БЦ, им нужны были альтернативы. Это отличный пример того, как за счет хорошо выбранного якорного резидента можно сделать известным все пространство: речь идет о коворкинге Collider, созданном основателями Рокетбанка, которые, в свою очередь, очень серьезно подошли к вопросам визуального кода и пригласили MT.Architects для разработки архитектурной концепции», — рассказывает Алексей Капитанов.

Фото: пресс-служба проекта «Суперметалл»

«Суперметалл»

ст. метро «Бауманская»

«Суперметалл» — это проект, который переосмысляет устройство рабочего пространства. Его функциональная идея заключается в том, чтобы объединить тех, кого принято разводить по разным углам: обитателей бизнес-центров и креативных кластеров. Доступ к качественной и дорогой инфраструктуре получают не только те компании, которые традиционно могут позволить себе офисы класса А, но и маленькие креативные команды, которым для работы достаточно 20 кв. м. Проект стал своего рода ответом на постпандемийный запрос вчерашних офисных сотрудников, в период ограничений распробовавших удаленку.

«Помимо собственных офисов компаний, здесь предусмотрены альтернативные рабочие места: лобби с десятиметровым остеклением и садом из огромных многолетних растений, выращенных профессорами Тимирязевской академии, эксплуатируемая крыша с панорамным видом и два двора с лавочками и уютным освещением», — говорит автор проекта Алексей Капитанов.

«В результате ограничений, связанных с пандемией, владельцы бизнеса стали более рационально относиться к аренде офисов — отпала необходимость в больших пространствах, которые в любой момент в связи с переводом на удаленку могут просто не потребоваться довольно продолжительный период. «Суперметалл» на Бауманской как раз отвечает требованиям этого времени благодаря высокой функциональности общественных пространств — даже арендуя 20 м, ты получаешь все преимущества полноценного модного офиса, где каждый уголок общественных пространств удобен как для встреч, так и для отдыха», — говорит CEO дизайн-завода «Флакон» Эльдар Керимов.

Павел Гнилорыбов отмечает масштабность проекта и его нетривиальные интерьерные решения. «Постепенно горожане привыкают к открывающимся то тут, то там лофт-пространствам, так что новые объекты встают перед непростой задачей: выделиться чем-то новым, полезным, качественным. «Суперметалл» предусмотрел такой козырь в своем рукаве: его визитная карточка — уникальный сад с панорамным остеклением в бывшем производственном цеху с 15-метровыми потолками, — рассказывает москвовед. — Кроме того, здесь есть благоустроенный двор, открытые крыши и лобби для встреч. Элегантное решение для промзоны, где используется не только каждый цех, но и буквально каждая горизонтальная поверхность».

Фото: пресс-служба проекта «Басманный двор»

«Басманный двор»

ст. метро «Бауманская»

Еще одно интересное общественно-деловое пространство в Басманном районе — «Басманный двор». Проект прямо ориентирован на креативные команды. «В «Басманном дворе» основную часть офисных пространств мы отдали коворкингу: там более плотная посадка и хорошая аудитория с элементами нетворкинга. Для этих людей мы и создавали инфраструктуру «Басманного двора»: пообедать, сходить на концерт или заняться спортом резиденты могут, не выходя за пределы территории», — рассказывает СЕО «Басманный двор» Роман Красильников.

«Это хорошо продуманный квартал, ориентированный не столько на стандартные офисы, сколько на возможность использовать все пространство целиком и для работы, и для встреч, и для отдыха, — говорит Павел Гнилорыбов. — Множество резидентов из креативной среды (от школы электронной музыки до коливинга), а также большой коворкинг почти на 500 мест и 85 смарт-офисов создают очень демократичную и по-европейски комфортную атмосферу кластера».

Алексей Капитанов в качестве сильной стороны проекта тоже отмечает четко сформулированное представление об аудитории. «Основная повестка «Басманного двора» — фестивали, маркеты, барные проекты, поэтому здесь чувствуют себя вполне комфортно креативные студии, продюсерские команды и образовательные проекты», — говорит архитектор.

Фото: пресс-служба дизайн-завода «Флакон»

Дизайн-завод «Флакон»

ст. метро «Дмитровская»

Это корифей сектора альтернативных офисных пространств Москвы. «Флакон» работает с 2009 года, а в последние годы здесь можно наблюдать развитие тренда на отраслевые коворкинги: бьюти-коворкинг Sfera, попавший в 2020 году в топ самых красивых коворкингов мира по версии ArchDaily, творческое сообщество художников, дизайнеров и фотографов «Кружок», арт-группа и лаборатория Sence.

«Пожалуй, это одно из самых дерзких городских пространств, рассчитанных на молодую творческую аудиторию. Бунтарский, неаккуратный, свободный и очень естественный «Флакон» одним из первых покорил столичную аудиторию больше десятка лет назад. Смелые интеграции современных элементов в архитектуру бывшей промзоны, бесчисленные коллаборации, активности, медийные выставки, дизайнерские магазины, коворкинги, съемки — практически в каждом уголке пространства постоянно что-то происходит», — рассказывает Павел Гнилорыбов.

В пандемию «Флакон» переориентировался на принцип акселератора: резиденты объединяют свои эспертизы, создавая новые продукты и коллаборации, рассказывает СЕО проекта Эльдар Керимов. «Такое партнерство позволяет арендаторам не содержать большой штат сотрудников, а сосредоточиться на стратегическом развитии. Дизайн-завод в данном случае играет роль комфортной среды для создания различных творческих технологический концепций, что вовлекает гостей пространства в постоянный экспириенс, — говорит Керимов. — Это и концертная площадка, и ретейл, и фотозона с постоянно сменяемым экстерьером».

Фото: пресс-служба ДК «Трехгорка»

ДК «Трехгорка»

ст. метро «Краснопресненская»

Дом культуры «Трехгорка» — по сути, коворкинг-центр для молодежи, который занимается просветительской деятельностью: здесь проходят танцевальные фестивали, бизнес-конференции, лекции, кинопоказы, спектакли и образовательные программы. Многие события проходят в дискуссионном формате.

«Трехгорная мануфактура» — при всем ее плотном культурном и историческом значении — долгое время не относилась к числу территорий, о которых пытались хоть как-то заботиться, не говоря уже о проведении тут реновации, то есть превращении ее в индустриально-творческий кластер. В принципе, я мог даже допустить, что рано или поздно ее попросту снесли бы, как это часто происходит с заводскими комплексами в пределах Третьего транспортного кольца, в районе Кожевников и так далее, — говорит Павел Гнилорыбов. — Еще одна моя благодарность — за сохранение исторического облика корпусов».

Фото: https://www.novospassky.ru/

«Новоспасский двор»

ст. метро «Павелецкая»

Еще один из первых проектов реновации московских промзон появился на месте мастерской по набивке ситцев, которая была построена в 1823 году, а к концу XIX века стала лучшей мануфактурой в стране. Сегодня на территории делового квартала расположены офисы более 150 компаний, есть магазины, банки, спортплощадка, автомойка, свой парк с амфитеатром, где иногда проходят лекции, занятия йогой, а за столиками под открытым небом в теплую погоду можно провести деловую встречу.

«Новоспасский двор» — оригинальный памятник архитектуры, расположенный вблизи метро и транспортных развязок. Отсюда пешком легко можно дойти до центра столицы, а сам квартал окружен тихим спокойным районом. Пространство самодостаточно: его инфраструктура предусматривает все, что только может понадобиться клерку или творческому работнику, — считает москвовед Павел Гнилорыбов. — Уникальный архитектурный объект отлично вписался в облик современной Москвы: его кирпичные стены, винтовые железные лестницы, просторные окна и мансарды подчеркивают брутальный характер квартала».

Фото: даниловская-мануфактура.рф

«Даниловская мануфактура»

ст. метро «Тульская»

Лофт-квартал общей площадью 11,5 тыс. кв. м занимает территорию бывшей ткацкой фабрики. Здесь тщательно сохранен исторический облик зданий, а крупные корпуса мануфактуры носят имена основателей фабрики.

Пространство состоит из 12 оригинальных строений, каждое из них имеет свою историю и экстерьер. «Здания объединяет общая территория, здесь можно не только плодотворно работать, но и хорошо отдыхать. На территории мануфактуры есть магазины, аптека, ресторан, коворкинг и даже отель, — говорит Павел Гнилорыбов. — Комплекс удачно вписывается в городскую среду и бережно хранит архитектурную стилистику времен промышленной революции, сочетая ее с современными решениями: стеклянными переходами, открытой галереей, мансардами, продуманным освещением, современными коммуникациями».

Главное