Город, 26 авг 2021, 12:31

Как развитие МЦД влияет на недвижимость Москвы и Подмосковья. Видео

Это текстовая версия программы «Город» на телеканале РБК, мы рассказываем, как в мегаполисе соблюсти интересы горожан, бизнеса и власти
Читать в полной версии

+ смотрите на YouTube

Текстовая версия

Уже несколько лет в Москве активно развивается городской железнодорожный транспорт. Сначала было открыто МЦК — это внутригородская кольцевая электричка. А в 2019 году для пассажиров открылись первые два диаметра: МЦД-1 и МЦД-2 общей протяженностью 132 км, в которые входят 66 станций. Они в режиме метро связали подмосковные города со столицей. Давайте оценим появление именно МЦД в жизни москвичей и жителей Подмосковья.

МЦД-1

Начнем с МЦД-1 «Белорусско-Савеловский». Эта линия соединяет Одинцово и Лобню через территорию Москвы и Долгопрудного. В настоящее время на МЦД-1 доступно для пассажиров 25 остановок, из которых четыре абсолютно новые (это «Славянский бульвар», «Дмитровская», «Петровско-Разумовская», «Илимская»). До конца 2024 года будет построено еще три новых станции, а количество пересадочный станций (на метро, МЦК и радиальные направления МЖД) возрастет с 14 до 25.

В планах:

  • строительство новой станции «Петровско-Разумовская»;
  • реконструкция станций «Тимирязевская» и «Окружная»;
  • рассматривается возможность строительства двух новых остановочных пунктов «Илимская» и «Дмитровская».

МЦД-2

Коротко по МЦД-2 «Курско-Рижский». Маршрут связывает Нахабино в Красногорске с Подольском, пролегая через территорию Москвы. На МЦД-2 доступны для пассажиров 35 станций, 12 из них обеспечивают 17 пересадок. До конца 2024 года будет построено еще три новых станции, а количество пересадок возрастет до 29. До 2024 года город планирует построить здесь одну новую станцию — «Марьина Роща», в перспективе рассматривается возможность строительства станции «Котляково».

Вот как развитие системы МЦД видят в Стройкомплексе столицы.

Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— Мы продолжаем работы по строительству МЦД. Возводим объекты на уже ранее введенных объектах МЦД-1, МЦД-2, продолжаются работы по вводу ряда объектов на МЦД-4. У нас большой объем работ, связанный со строительством участка от станции «Каланчевская» (это в районе трех вокзалов — Ленинградского, Ярославского и Казанского) до платформы «Карачарово» (в районе Рязанского проспекта). Это очень важный этап, который позволит «расшить» несколько объектов строительства, построить дополнительные пути. Очень уникальная операция. Мы все необходимые работы здесь выполняем.

Мы уже три остановочных пункта новых построили в этом году, еще восемь построим до конца года и введем в эксплуатацию в соответствии с теми планами, которые существуют вместе с правительством РФ, с РЖД и с правительством Москвы. Ежедневно ведутся совещания, каждую неделю работает штаб. Мы с этими задачами справимся и в плановые сроки будем вводить новые объекты, в том числе и запускать новые пути по МЦД-1, МЦД-2, МЦД-3.

МЦД-3

МЦД-3 «Ленинградско-Казанский». Диаметр планируют запустить в четвертом квартале 2022 года — первом квартале 2023 года. Линия свяжет Зеленоград и город Раменское. Здесь почти все готово. Количество остановочных пунктов — 41, из которых два новых: «Ховрино», «Митьково». До конца 2022 года планируется построит путепровод на станции Крюково, реконструировать участок Москва-Товарная-Октябрьская — Москва-Пассажирская-Казанская. Здесь сложность в том, что строительство МЦД-3 ведется с увязкой проекта строительства высокоскоростной железной магистрали Москва — Санкт-Петербург.

МЦД-4 и МЦД-5

МЦД-4 — запуск планируется в 2023 году как минимум. Но уже сейчас ведутся работы по строительству новых путей на Киевском направлении, новых остановочных пунктов «Минская» и «Аминьевская». Напомним, этот МЦД пройдет между Апрелевкой и микрорайоном Железнодорожный города Балашихи.

МЦД-5 — это 2024 год. Тут только рассмотрено техническое задание, над линией еще работают проектировщики. Маршрут в перспективе должен связать Пушкино, Мытищи и Домодедово.

О выгоде для городов

В конце хотели бы поговорить о выгоде от появления МЦД для городов Подмосковья, а то что мы все про Москву да про Москву… В Московской области важнейшим фактором роста цен на недвижимость является улучшение транспортной доступности. Там, где появилось МЦД, растут цены на аренду и покупку квартир. Это выгодно. За последние три года цены на жилье в городах пригородной зоны МЦД-1 и МЦД-2 выросли на 60–68%. В целом по Подмосковью рост составил за три года 55%.

Например, в Красногорске динамика цен за три года составила +65%, жилье здесь сегодня стоит 159,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Но большие всего от МЦД выиграли Дедовск и Нахабино. Динамика цен за три года здесь — рекордные 68%, а средняя цена метра — 129,7 тыс. руб.

Интересно, что в некоторых из городов, где проходит МЦД, также ожидается появление метро, что может еще подтолкнуть цены на жилье еще вверх. Так, рядом с Долгопрудным в 2023 году должны открыть станцию «Физтех». Кроме того, весной московские власти анонсировали метро в Щербинке в составе перспективной Бирюлевской линии. Строительство линии еще не началось, но на новостях о метро Щербинка в ближайшие годы подорожает еще больше.

Главное