Жилье, 04 авг 2021, 16:26

Все в сад: как ландшафтные компании зарабатывают на дачном буме

Растущий интерес к благоустройству загородных владений — долгосрочная тенденция, прогнозируют эксперты
Читать в полной версии
Фото: Maria Evseyeva/shutterstock

Прошедший год перевернул рынок загородного жилья с ног на голову: на фоне пандемии люди массово устремились из мегаполисов на природу, сформировав ажиотажный спрос. Летом 2020-го риелторы отмечали резкий всплеск интереса к покупке дач, коттеджей, особняков и участков без подряда — главным образом в Подмосковье. А в первом квартале 2021-го число заявок на покупку загородного жилья в Московской области оказалось на 50% выше, чем годом ранее (!), сообщает «Миэль». В «Авито Недвижимости» также заметили увеличение спроса в 1,6 раза, и он продолжает расти.

Естественным следствием такого ажиотажа стало бурное оживление рынка благоустройства и ландшафтного дизайна: от выравнивания участков, высадки газона и хвойных до создания дорогостоящих парковых ансамблей. Много зелени в климате, где зима длится полгода, не бывает.

Исследования, тендеры и онлайн-объявления

Одним из бенефициаров случившегося дачного бума стала московская компания «Дом крупномеров», занимающаяся выращиванием растений. В этом бизнесе большую роль играет сезонный фактор: зима, середина весны и лето — время высокого спроса на хвойные деревья, осень — на плодовые деревья. «Но 2020-й смешал все карты — спрос был высоким на протяжении всего года», — признается коммерческий директор и управляющий партнер «Дома крупномеров» Владимир Савочкин. «Прирост прибыли компании составил около 38% к 2019 году. В пандемию клиентов стало больше, и тренд не идет на спад».

Причина — в росте популярности загородной жизни. На фоне продолжающейся пандемии коронавируса многие стали предпочитать городской квартире собственный дом, вдали от скопления людей. Некоторые семьи переехали за город на постоянное место жительства и решили всерьез заняться обустройством своих участков. Отсюда — высокий спрос на декоративные и плодовые растения.

«Дом крупномеров» работает с частными и корпоративными заказчиками. С последними сотрудничать финансово интереснее, потому что такие клиенты реализуют масштабные, амбициозные, а значит, более прибыльные проекты. Средний чек частников, как правило, составляет от 50 тыс. до 200 тыс. руб., тогда как в корпоративном сегменте — от 50 млн до 100 млн руб. Например, бюджет озеленения инновационного центра «Сколково», где «Дом крупномеров» был одним из подрядчиков, составил 1,9 млрд руб. На цену влияют сорта растений и сложность проекта. Савочкин с партнерами большую часть саженцев выращивают в Тверской области, Петербурге, Москве и Подмосковье. «Площадки частично наши, частично в совместном владении с другими партнерами», — уточняет Владимир Савочкин.

Виды инновационного центра «Сколково» (Фото: Asetta/shutterstock)

До того как прийти в «зеленый» бизнес, он несколько лет занимался интернет-маркетингом, поэтому свою деятельность в ландшафтном бизнесе начал с исследования целевой аудитории. «Опросили 10 тыс. человек и распределили бюджеты по тем каналам, которые действительно работают». «Дом крупномеров» активно продает растения на онлайн-площадках — Tiu и «Авито», при этом отдает предпочтение последней. Из преимуществ — быстрая регистрация, наличие личного кабинета с аналитикой, возможность продавать растения в соседние регионы, многомиллионная подмосковная аудитория. «Все это обходится нам примерно в 300 тыс. руб. в месяц в сезон, в несезон — 100 тыс. руб. При этом «Авито» дает нам 30% продаж, еще 20% — таргетированная реклама в соцсетях, остальное — работа на тендерах и подрядах», — говорит Савочкин. В разное время компания пробовала работать и с другими площадками, но безуспешно — не устроила «тяжесть» интерфейса, сложность загрузки каталогов и неоправданные бюджетные расходы».

Одна из самых важных статей расходов для компании — реклама. В текущем году бюджет на продвижение «Дома крупномеров» в онлайне и офлайне составил 3 млн руб. При этом каждый вложенный в рекламу рубль приносить прибыль в 100%, отмечает Савочкин. Благодаря такой стратегии оборот компании за 2019 год составил почти 200 млн руб., а в 2020-м — уже 300 млн руб. В 2021-м «Дом крупномеров» рассчитывает увеличить этот показатель до 380 млн руб.

Всего у «Дома крупномеров» около 10 тыс. видов растений, но на «Авито» продается около 2 тыс., самых популярных. Самые большие продажи (суммарно 84%) — у хвойных (туи, голубые ели, сосны, кедры, можжевельники) и плодовых деревьев. Последние стали пользоваться особым спросом во время пандемии — из-за относительной дешевизны и декоративной привлекательности. «От хвойных — мало мусора и они радуют своей зеленью в любое время года, а от плодовых посадок есть еще понятная практическая польза», — поясняет специалист. Хвойные и плодовые деревья приносят около 60% всей выручки компании.

Не туей единой

За последний год увеличился интерес и к высадке газона. «Семьи перебирались за город на постоянное проживание и скорее старались облагородить придомовую территорию так, чтобы было приятно проводить время снаружи», — рассказывает владелица ландшафтной компании «Гарденберд» Олеся Жильцова. По ее словам, эта тенденция только укрепилась и в 2021 году: количество частных заказов у компании увеличилось на 70%.

«Укладка рулонного газона под ключ, с необходимыми земляными работами, выравниванием участка, удалением сорняков, грунтом и газоном из мятлика (самого мягкого сорта газонной травы) в ближайшем Подмосковье сегодня обходится в 550 руб. за 1 кв. м», — делится Олеся Жильцова. «Подготовить и застелить участок можно за два-три дня, а отбоя от тех, кто хотел бы положить газон в этом году, нет. Люди поняли, что ехать некуда, и принялись с начала мая активно озеленять участки. Ведь через две недели после укладки при соблюдении поливного режима вы не отличите рулонный газон от двухгодичного посевного — ровное зеленое поле без стыков и швов. Красиво и практично!» «Газонных» клиентов, которые не хотят ждать, пока трава прорастет, и выбирают рулоны, у компании половина.

Фотогалерея: Газон Олеси Жильцовой

Сейчас, в августе, в момент обычного небольшого спада покупательской активности, люди продолжают активно заказывать озеленение. Также как и бизнес — строительство жилой и коммерческой недвижимости не останавливается. Прирост корпоративных клиентов у «Гарденберда» с прошлого года составил 50% (!). По словам Жильцовой, повышенный спрос на газоны и растения у бизнеса закончится не раньше середины октября, строители стараются успевать сдавать объекты до конца календарного года и, конечно же, благоустраивают территорию. На пользу «зеленому» бизнесу пошло введение QR-кодов для посещения кафе и ресторанов. Временное нововведение привело к Олесе тех, кому в короткий срок нужно было обустроить и озеленить летние террасы — заказать цветочные кашпо и зеленые растения в напольных горшках.

Главное