Город, 15 июн 2021, 10:01

Ценные кадры: как с помощью образования повысить качество строительства

Кадровый потенциал, подготовка и переподготовка специалистов в области строительства — одна из ключевых тем сегодняшней повестки дня
Читать в полной версии
Фото: Jat306/shutterstock

Современные технологии, новые материалы, цифровые решения — все это заставляет рынок труда стремительно меняться. Трансформируются программы обучения в вузах, появляются новые формы подготовки квалифицированных работников.

С началом пандемии кадровый дефицит стал острой проблемой в строительной отрасли: по разным данным, он достиг от 40% до 50%. Прежде всего это связано с закрытием границ. Нехватка рабочей силы только на столичных стройках, по оценкам департамента строительства Москвы, составляет 25 тыс. рабочих. Из-за дефицита рабочей силы возник рост цен на услуги строителей. И если до пандемии рабочие конкурировали между собой и снижали цены на услуги, чтобы получить работу, то сегодня застройщики вынуждены конкурировать друг с другом, чтобы сформировать штат строителей.

Кадровые проблемы обсуждались в «Технограде» ВДНХ, где в день открытия учебного центра «Технониколь» состоялась конференция «Кадры решают: рост качества строительства через образовательные программы», организованная РБК.

Тема конференции напрямую связана и с сегодняшним запросом отрасли во всей стране. «Перед застройщиками стоит амбициозная задача по выполнению целей нацпроекта «Жилье и городская среда»: он предусматривает ежегодный ввод 120 млн кв. м жилья. Объемы и темпы строительства быстро растут, важно, чтобы качество не снижалось. А для этого нужно обучать кадры», — отметил старший вице-президент и руководитель блока ConTech в ПИК Станислав Кондратьев. Кроме того, по словам эксперта, сегодня даже на московском рынке наблюдается нехватка квалифицированных кадров, связанная как с эпидемиологическими ограничениями, так и с тем, что стройки растут по всей стране и «оттягивают» кадры из Москвы.

Практически предвосхитив такое положение вещей, ПИК еще несколько лет назад задумался о переносе части операций на заводы и использовании роботизированных механизмов на стройплощадках, позволяющих сократить потребность в рабочей силе. «Мы бы хотели максимально роботизировать производство и уже делаем первые шаги в этом направлении. Роботизация на предприятиях даст большое развитие с точки зрения производительности и оптимизации. Внедрение роботов непосредственно на стройках — это более поздняя перспектива», — сказал Станислав Кондратьев. На стройках же в компании видят перспективу использования экзоскелетов, которые позволяют поднимать тяжелые предметы. «Пока массово не применяем, но такие эксперименты постоянно у нас идут», — рассказал представитель ПИК.

Подготовка кадров находится в приоритете деятельности компании «Технониколь», в ее планах — создание эффективной экосистемы для подготовки высококвалифицированных специалистов строительной отрасли, способных выполнять технически сложные проекты в сжатые сроки без потери качества.

«Сейчас отрасль испытывает острый дефицит рабочих специальностей. Этих специалистов невозможно подготовить в отрыве от практики и реального производства, — рассказал в ходе дискуссии управляющий партнер корпорации «Технониколь» Сергей Колесников. — Помимо этого, в строительном комплексе постоянно повышаются требования к эксплуатационным характеристикам зданий, растет сложность проектов. Столичный проект реновации жилья формирует новый запрос к комплексу навыков, умений и знаний специалистов отрасли. В связи с этим капитального обновления требуют образовательные стандарты, которые очевидно не успевают за технологическими изменениями в отрасли».

Отдельного внимания заслуживает обучение кадров, необходимых для цифровизации стройки, считает директор по цифровой трансформации «Дом.РФ» Николай Козак.

По его словам, при развитии цифровизации в строительстве подразумеваются две опции: оптимизация и трансформация. С точки зрения оптимизации «цифра» делает так, чтобы кирпичи клались правильно за меньшее количество времени и денег, были не контрафактными, а произведенными на российских заводах. С позиции трансформации разрабатываются новые модели, ведется переход на технологии информационного моделирования, применяются дроны для контроля строительства, используются машинный интеллект, большие данные, интернет вещей. Объединение этих и многих других технологий позволяет строить или управлять городским хозяйством быстрее, экономичнее и эффективнее, а их игнорирование может привести к непоправимым ошибкам.

Безусловно, такой цифровой инструментарий предполагает наличие большого кадрового фундамента, подготовки десятков тысяч профильных инженеров, проектировщиков, разработчиков, специалистов стройконтроля, надзора и экспертизы. «Огромный кадровый голод отрасль испытывает не только с рабочими руками, но и со специалистами в сфере «цифры». Наша задача — быстро учить этих людей», — сказал Николай Козак и напомнил, что потребность в специалистах, которые умеют работать на полном цикле, от проектирования до эксплуатации в ТИМ/BIM, около 50 тыс. Чтобы изменить ситуацию, «Дом.РФ» на базе стандартной образовательной платформы запускает «цифровую академию».

Качество специалистов улучшается, и те, кто много знают, стоят дорого, напомнили участники конференции, — зарплата специалистов выросла на 30–60%.

Кадровый дефицит заставляет менять свои учебные программы и различные учебные заведения. По мнению заместителя председателя комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов МКПП (р) Ивана Дьякова, ускоренная цифровизация совершила рывок в отрасли. «Многие учебные заведения совершают большую работу в подготовке таких специалистов, так что нет худа без добра, все равно осваивать эти темы надо», — считает эксперт.

Главный строительный вуз страны над этим успешно работает, рассказал ректор ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Павел Акимов. «Мы начали работать над актуализацией существующих образовательных программ, разработкой новых, ориентированных на нужды работодателей, и стараемся более гибко реагировать на потребности отрасли», — сказал руководитель МГСУ. Павел Акимов отметил, что основное, чем сейчас занимается вуз, — вопросы цифровизации. «С 1 января 2022 года становится обязательным применение технологии информационного моделирования, и в этом смысле мы ориентируемся на программу дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, потому что только так в столь краткие сроки можно достичь результата», — рассказал руководитель МГСУ. Также обновляются программы бакалавриата, магистратуры, чтобы наполнить цифрой традиционный образовательный процесс. В целом же, напомнил Павел Акимов, 85% наших выпускников работают по специальности — в стройкомплексах Москвы и России.

Дополнительное образование будет предоставлять и учебный центр компании «Технониколь». Развивая систему образования, «Технониколь» добивается сразу нескольких целей: специалисты повышают квалификацию и приобретают необходимые новые компетенции, дефицит специалистов строительной сфере сокращается, потребители получают качественные дома.

«На базе «Технограда» будут проводить обучение по 36 направлениям, в частности, в сфере современных технологий кровельных работ, установки водосточных систем, утепления и изоляции дома, применения монтажных пен, использования рулонных материалов для частного домостроения, утепления бань и саун и других областях. — рассказал директор Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин. — В специально оборудованных классах можно повысить квалификацию, освоить новые направления в области строительства, изучить последние тренды стройиндустрии. Для представителей малого и среднего предпринимательства и самозанятых в центре разработаны комбинированные образовательные программы, а для слушателей без подготовки ― ознакомительные мастер-классы и расширенные курсы».

Ежегодно повышать квалификацию в центре смогут 2–3 тыс. человек в год.

В учебном центре будут обучать специалистов, работающих в области промышленного и гражданского, коттеджного и малоэтажного строительства, а также занятых в подрядных организациях, проектировщиков, сметчиков, работников дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, надзорных организаций. Обучение в центре будет проходить по 36 направлениям (скатные и плоские кровли, ремонт плоских кровель, фундаменты, полы, фасады, системы акустического комфорта, инверсионные и эксплуатируемые кровли, бани и т. д.). Учебный центр ставит перед собой несколько задач, одна из которых — обучить специалистов работать с современными материалами и технологиями. Если же посмотреть шире, то создание таких центров в перспективе может помочь хотя бы частично преодолеть кадровый голод и повысить качество строительных работ.

Главное