Город, 08 апр 2021, 08:48

Что значит для бизнеса строительство станции и ТПУ «Электрозаводская»

Пешеходный трафик рядом со станциями метро «Электрозаводская» в Басманном районе столицы вырастет в ближайшие годы с 90 тыс. до 220 тыс. человек в сутки
Читать в полной версии

В канун 2021 года в Москве к существующей станции «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии метро прибавилась одноименная на Большой кольцевой линии (БКЛ). Новую станцию посетил 31 декабря 2020 года мэр Москвы Сергей Собянин. Между двумя этими станциями город возводит транспортно-пересадочный узел (ТПУ), а через Яузу строит пешеходный мост, который соединит благоустраиваемые Семеновскую и Рубцовскую набережные. Такая инфраструктура обеспечит этой локации Москвы новый статус — района, ориентированного на пешеходный трафик.

Вместе с экспертами рассказываем, какие изменения ждут этот район Москвы и что они значат для местного бизнеса. Выгода очевидна для тех инвесторов, кто владеет помещениями стрит-ретейла поблизости.

Метро и ТПУ «Электрозаводская»

До завершения строительства кольца БКЛ новая станция метро «Электрозаводская» будет работать в составе Некрасовской ветки. Однако уже в 2022 году, после завершения строительства всей БКЛ, станция станет пересадочной на одноименную Арбатско-Покровской линии метро и платформу Электрозаводская Казанского направления МЖД. Для этого город возводит между двумя станциями и платформой МЖД транспортно-пересадочный узел с жильем и офисами, а также с интегрированными остановками городского общественного транспорта и паркингом.

Вид на строящийся транспортно-пересадочный узел (ТПУ) на базе станций «Электрозаводская» Арбатско-Покровской и Большой кольцевой линий (БКЛ) (Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы)

Такая инфраструктура должна кардинально разгрузить транспортную доступность всего Басманного района столицы. По подсчетам мэрии, после открытия станции БКЛ «Электрозаводская» более 10 тыс. человек, проживающих в округе, смогут экономить до 20 минут при поездках в соседние районы. Ближайшие станции метро и улицы станут свободнее: «Электрозаводская» синей ветки разгрузится на 10%, а на Бакунинской и Большой Семеновской улицах станет на 7% меньше автомобилей.

Пассажирка на станции «Электрозаводская» Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена (Фото: Ярослав Чингаев/ТАСС)

Пропускная способность новой «Электрозаводской» составляет 337 тыс. пассажиров в сутки (в утренние часы пик — 33,7 тыс. пассажиров в час). Для сравнения: ежедневный пассажиропоток на «Электрозаводской» Арбатско-Покровской линии составляет около 45,7 тыс. человек ежедневно. К этим цифрам, по прогнозам мэрии, должен прибавиться пешеходный трафик строящегося ТПУ, где только на автобусы ожидается около 9,4 тыс. пересадок в часы пик. Таким образом, пассажиропоток на всех видах транспорта после строительства ТПУ увеличится более чем в два раза — с 88,2 тыс. до 216,6 тыс. человек в сутки.

Благоустройство набережных

Одним из главных объектов нового транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская» станет пешеходный мост через Яузу. Мост длиной 75 м возведут из легких современных материалов, остекление выполнят из полупрозрачного поликарбоната.

Проектный вид на пешеходный мост через Яузу. Визуализация: stroi.mos.ru

Пешеходная конструкция расположится посередине маршрута от ТПУ «Электрозаводская» до Семеновской набережной и пройдет через торговую галерею и прогулочный бульвар ЖК «Резиденции архитекторов» (проектная декларация и другие документы по проекту размещены на сайте «Наш.дом.РФ»). Этот ЖК выходит одной из своих границ на благоустроенную силами AFI Development Рубцовскую набережную.

Семеновскую набережную на Яузе в рамках строительства ТПУ «Электрозаводская» ждет также масштабное благоустройство, здесь на протяжении 1 км будет создано комфортное городское пространство для пешеходов. Кроме того, на прилегающих к новому ТПУ территориях предполагается сделать парки. Вся территория ТПУ планируется крытой, так что от «Электрозаводской» пересесть на электрички или дойти до противоположного берега реки можно будет, не промочив ноги.

Что это значит для бизнеса

Напротив формирующегося транспортного узла «Электрозаводская» возводится ЖК бизнес-класса «Резиденции архитекторов». В ближайшее время запланировано строительство уже четвертого этапа проекта. Главные особенности ЖК: низкая плотность застройки, невысокие дома переменной этажности и большое количество зеленых зон. Центром квартала выступает доступный для всех горожан пешеходный бульвар с торговой галереей. Здесь под коммерческие помещения отведены первые этажи корпусов. В жилом комплексе уже размещаются магазины ежедневного спроса, аптека, кафе, рестораны, салон красоты, а также другие предприятия бытовой сферы и сферы услуг — на нежилые помещения (от 71 до 803 кв. м) на первых этажах с отдельным входом приходится 9,2 тыс. кв. м. А общая площадь коммерческих площадей (включая супермаркет и бизнес-центр) в проекте превышает 15,3 тыс. кв. м.

Фотогалерея: ретейл и пешеходная галерея в ЖК «Резиденции архитекторов»

Стрит-ретейл в ЖК «Резиденции архитекторов» ориентирован на две категории покупателей: жителей района и транзитных пешеходов. Первая категория оценивается в 3 тыс. человек постоянного населения (или 1 тыс. человек — дневного). После открытия прямого пешеходного маршрута через мост до ТПУ «Электрозаводская» примерное количество посетителей торговой галереи в ЖК «Резиденции архитекторов» составит около 10 тыс. человек в сутки.

Комментарии экспертов

Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла компании Knight Frank:

— Приоритетное значение будет иметь открытие моста, соединяющего ЖК с ТПУ «Электрозаводская», что повлияет на перераспределение существующих маршрутов жителей района и в потенциале увеличит трафик прогулочного бульвара. С учетом концепции ЖК и наличия торговых объектов у станции метро «Электрозаводская» стрит-ретейл в данной локации оптимален в формате сопутствующей инфраструктуры для жителей (магазины, салоны красоты, аптеки, банкоматы, терминалы и прочее). Помещения площадью 50–250 кв. м наиболее интересны для приобретения инвесторами для организации собственного или арендного бизнеса.

В целом мы видим, что открытие новых остановок, станций метро и других транспортных объектов в большинстве случаев положительно сказывается на «самочувствии» стрит-ретейла в подобных зонах.

Владислав Николаев, региональный директор департамента консалтинга компании Colliers:

— Коммерческие помещения должны концентрироваться на пути движения людей от метро в центры притяжения (сам жилой комплекс, офисные здания и пр.). Чем больше удается сконцентрировать поток в одном месте, тем успешнее работают операторы. Поэтому создание прогулочного бульвара, который помогает людям выбирать удобный маршрут движения, и концентрация в нем основной части ретейла позволяют ретейлерам работать успешнее. Так как в одном месте поток людей является более концентрированным, то появляется возможность привлечь больше качественных операторов и сделать состав арендаторов более разнообразным.

Фотогалерея: ЖК «Резиденции архитекторов»

Инвестиции в жилье

Близость к ТПУ и строящимся станциям метро выгодна и для инвесторов в жилье. Согласно недавно проведенному исследованию аналитиков AFI Development, квартиры в проектах бизнес-класса, расположенных в локациях новых транспортно-пересадочных узлов Москвы, реализуются на 17% быстрее, чем предложения в аналогичных комплексах. В среднем скорость вымывания наиболее ликвидных лотов из экспозиции строящихся объектов рядом с ТПУ ежемесячно увеличивается на 4–6%. Близость к крупным транспортным хабам позволяет собственникам жилья прибавлять 13–15% к арендным ставкам квартир. Рост стоимости лотов в «ЖК у ТПУ» составляет около 12% в год, тогда как в проектах аналогичного класса — 9–10%.

Читайте также Городские вокзалы: как ТПУ становятся новыми «центрами» Москвы

Главное