Деньги, 15 фев 2021, 17:01

Верховный суд уточнил правила ареста имущества должников в съемном жилье

Приставы не должны включать в опись вещи квартирного хозяина. Нельзя арестовывать предметы, которые задействованы в повседневном обиходе
Читать в полной версии
(Фото: Владимир Гердо/ТАСС)

Верховный суд (ВС) России уточнил нормы изъятия имущества в съемной квартире у граждан-должников. Разъяснения инстанции приводит информагентство правовой информации РАПСИ.

Заключение верховной инстанции было дано по делу одного из жителей Екатеринбурга, имущество которого приставы арестовали за долги. Мужчина живет в съемной квартире, но это не помешало исполнителям арестовать находящиеся в ней унитаз, газовую плиту, межкомнатные двери, зеркало, обувной комод и другие предметы обихода.

Должник успешно оспорил это решение в районном суде. Затем последовала апелляция, по итогам которой областной суд вновь признал законным арест некоторых предметов в съемной квартире — в частности, зеркала и обувного комода.

Верховный суд с такой позицией не согласился. «Проживание должника в квартире само по себе не свидетельствует о том, что он является собственником находящегося в ней имущества», — говорится в заключении инстанции. Суд указал на то, что должник прописан за пределами региона, квартирой, в которой описали имущество, не владеет и не пользуется на основании договора соцнайма.

ВС также отметил, что предметы обстановки квартиры, арестованные приставами, нельзя отнести к предметам роскоши — все они служат обеспечению базовых потребностей жильца. Приставы, по мнению инстанции, должны в своей деятельности следовать принципам уважения чести и достоинства гражданина и неприкосновенности жизненно необходимого минимума имущества. Суд отменил решения предыдущих инстанций — арест со всего имущества в квартире придется снять.

В начале года Верховный суд дал уточнения правилам изъятия недвижимости у граждан-должников. Рассматривая дело одной из неплательщиц, ВС постановил оставить ей в собственности более комфортное жилье из двух имевшихся вариантов. В заключении инстанция рекомендовала судам не допускать «умаления человеческого достоинства» должников.

Главное