Отрасль, 18 дек 2020, 11:00

Дроны на стройке: какие инновации внедряют российские девелоперы

Пандемия стала новым толчком для цифровой трансформации строительной отрасли. Девелоперы начали активнее внедрять различные решения, повышающие эффективность бизнеса
Читать в полной версии
Фото: Gorodenkoff\shutterstock

Пандемия коронавирусной инфекции ускорила процесс цифровой трансформации строительной отрасли. Хотя многие инновационные решения в проектировании и строительстве, организации продаж и внутренних бизнес-процессов, других направлениях бизнеса застройщиков внедрялись и раньше. Нынешний год девелоперы называют прорывным в плане развития клиентского сервиса, который позволяет провести сделки по покупке квартиры онлайн.

Рассказываем, какие технологии и сервисы в строительстве, организации продаж и других бизнес-процессов внедряют девелоперы и в 2021 году станут все чаще применяться застройщиками.

Цифровая трансформация консервативной отрасли

Строительная отрасль — одна из самых консервативных, тем не менее девелоперы активно внедряют инновации, которые позволяют интегрировать различные инструменты и технологии в бизнес-процессы и сделать их более эффективными и управляемыми.

Андрей Колочинский, управляющий партнер «ВекторСтройФинанс»:

— Благодаря пандемии коронавируса девелоперы были вынуждены активно внедрять новые решения в проектировании и строительстве, эксплуатации объектов, организации продаж и внутренних процессов работы, которые ускорили процесс цифровой трансформации.

Что касается самого продукта, который создают девелоперы, под влиянием цифровой трансформации он практически не изменился. Строительство жилья — достаточно консервативная отрасль, перемены в которой происходят медленно. Я бы сказал, что самим технологиям уделяется слишком много внимания. Ничего принципиально нового за последнее время в автоматизации стройки не изобрели. И уровень цифровизации, скорее, определяется интегрированностью разных инструментов и технологий в общую производственную цепочку.

Главные изменения в сфере цифровой трансформации в период пандемии произошли в процессе организации продаж, в бизнес-процессах внутри компаний и во взаимодействии застройщиков с финансовыми организациями.

2020 год можно назвать прорывным в плане развития клиентского сервиса (Фото: TijanaM\shutterstock)

Клиентские сервисы

2020 год можно назвать прорывным в плане развития клиентского сервиса. Во время пандемии резко возросло значение удобных цифровых сервисов как на этапе подбора и покупки недвижимости, так и для жителей уже сданных домов. Абсолютно всем пришлось осваивать новые технологии и отказаться от классической схемы «доведения клиента до офиса», отмечает директор по маркетингу и продажам ГК «Страна Девелопмент» Александр Гуторов.

Разработка и внедрение цифровых инструментов, повышающих эффективность бизнеса, началась задолго до пандемии, но она, безусловно, выступила катализатором форсированной цифровизации многих бизнес-процессов, отмечают в девелоперской группе «Эталон». Главная причина — в необходимости сокращения числа живых контактов как с клиентами, так и между сотрудниками в офисах и на стройплощадках, пояснили в компании.

Сегодня покупатели могут совершить онлайн-сделку. На сайтах многих ЖК появилась возможность забронировать квартиру без участия представителя застройщика. Все общение с клиентами, которое предшествует сделке, также перевели в онлайн. Для этого застройщики организовывали видеоконсультации по Zoom, Skype или WhatsАpp, виртуальные и онлайн-экскурсии по жилому комплексу, дистанционные показы квартир и т. д. Большой интерес на промосайтах жилых комплексов вызывают 3D-туры — когда пользователь может совершить виртуальную прогулку с полной свободой перемещения по пространству, а не из точки в точку (это уже старая технология), отмечают в Lexion Development.

«В нынешних условиях мы отмечаем возросший интерес наших клиентов к онлайн-сервисам. Во-первых, они позволяют максимально доступно презентовать проект, для этого необязательно ехать в офис продаж. Во-вторых, такие опции значительно упрощают процесс покупки. Выбрать квартиру, оформить необходимый пакет документов и совершить оплату — все это можно сделать не выходя из дома. В-третьих, для застройщика это вклад в укрепление собственной репутации. Онлайн-сделка — всегда открытый и прозрачный процесс, поэтому тех девелоперов, которые предлагают такой сервис, совершенно точно можно назвать надежными», — говорит директор по маркетингу ГК «Пионер» Юрий Коган.

Цифровизация продаж — фактор, который девелопер и покупатели оценили однозначно положительно для рынка жилья. С апреля по декабрь доверие покупателей к дистанционным инструментам продаж существенно выросло, отмечают в компании MR Group. Доля сделок, заключаемых полностью (за исключением визита банковского специалиста для идентификации личности заемщика при ипотеке) онлайн, в проектах компании превышает 20%. До начала пандемии этот показатель составлял порядка 3–5%.

Роботы, дроны и BIM-технологии

Локомотивом цифровизации на этапе проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации является внедрение технологии информационного моделирования (BIM). В сентябре 2020 года было принято постановление о BIM-технологиях в строительстве, которое определяет правило формирования и ведения информационной модели, состав сведений и перечень участников, имеющих доступ к ней.

Еще одно перспективное направление, которое также вышло на первый план во время карантинных ограничений, — технологии лазерного сканирования и аэрофотомониторинга строительных объектов (Фото: Sorn340 Studio Images\shutterstock)

Многие девелоперские компании внедряют различные инструменты и технологии (как собственные, так и сторонние разработки), которые дают возможность удаленного обмена проектными данными в едином информационном пространстве даже без посещения объекта строительства. Такие инструменты позволяют контролировать различные процессы на стройке в режиме онлайн — от сроков строительства, до контроля качества и обмена проектными данными с использованием BIM-технологий. Все это позволяет принимать необходимые управленческие решения в процессе строительства, увеличить эффективность работы, сократить сроки строительства и повысить качество продукта.

Михаил Богданов, директор по ИТ компании «Брусника»:

— На мой взгляд, о минимальном уровне цифровизации стройки можно говорить, когда мы можем связать каждый рубль инвестиций с конкретными подрядчиком, работой, поставщиком, материалом. И одновременно привязать его к элементу BIM-модели. В 2020 году мы добились этого результата и теперь ставим еще более высокую задачу — за счет автоматизации сократить цикл рабочего проектирования с года до нескольких месяцев. Мы полагаем, что этого можно достичь через импорт наработок и технологий из опережающих отраслей (например, машиностроения).

В целом строительная отрасль сильно отстает по производительности труда от многих других (машиностроения, банков, ретейла). И одна из главных причин этого — раздробленность производственной цепочки. На маршруте «лендлорд — девелопер — генподрядчик — подрядчики — агентства недвижимости» информация часто теряется, обратная связь хромает. Рынку сегодня нужны не новые хайповые технологии вроде дронов, роботов, блокчейна, а инструменты, консолидирующие разных участников рынка в едином информационном пространстве. А потом уже можно и полетать.

Еще одно перспективное направление, которое также вышло на первый план во время карантинных ограничений, — технологии лазерного сканирования и аэрофотомониторинга строительных объектов, отмечают в компании «Эталон». Беспилотные летательные аппараты при помощи специального оборудования и программного обеспечения создают динамическую 3D-модель стройплощадки, которая накладывается на строительный проект, схему участка, план рельефа, что позволяет точно определять и анализировать объемы и динамику строительно-монтажных работ, планировать дальнейшую активность. Такой подход позволяет сократить штат специалистов на площадке и в несколько раз снижает сроки и стоимость работ, отмечают эксперты.

Трехмерная модель в BIM отображает ход строительства объекта, отслеживает порядок и статус разных видов работ в любой момент времени, включая тип, размеры и материал конструкций. Виртуальная прогулка с мини-картой-чертежом погружает в процесс строительства, не покидая офиса. Эта система ежедневно помогает подрядчикам и инженерам стройконтроля на площадке, отмечает вице-президент ГК «Инград» Артем Бортневский.

Высокоточное оборудование со скоростью несколько миллионов точек в секунду считывает любые объекты — от деревьев до высотных зданий — и создает цифровую копию любого предмета. Лазерный сканер может проверить возводимое здание на предмет отклонений от проекта и неточностей при проведении конструктивных и инженерных работ. НЛС — это способ мониторинга и контроля состояния самих домов, окружающей их среды, построек, земельных объектов. Специалисты компании получают точную цифровую копию всего, что находится вокруг строительной площадки и на ней самой.

Последняя миля в строительстве — приемка работ и тема с ее цифровизацией — сейчас очень популярна среди стартапов, которые предлагают и лазерное сканирование, и облет площадки дронами, и прочие инженерные радости, говорит директор по ИТ компании «Брусника» Михаил Богданов. «Фиксация отклонений от проекта позволяет вовремя внести корректировки, исправить неровности, восстановить повреждения и в результате получить совершенный проект. При этом формируется база трехмерных чертежей, моделей, фиксируются этапы, темпы и качество строительства», — говорит Бортневский.

Главное