Город, 10 дек 2020, 13:41

Видео: Возможно, самая главная стройка Москвы в 2020 году

В очередном выпуске программы «Город» рассказываем о том, как в Новой Москве строилась инфекционная больница для зараженных коронавирусом
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

+ Смотреть на YouTube

Текстовая версия

В тот момент, когда коронавирусная инфекция перешагнула границы Китая, стало понятно, что для борьбы с ней потребуются новые медицинские мощности. Поэтому уже зимой 2020 года в Москве начали проектировать новый госпиталь для заразившихся коронавирусом COVID-19. Пришло время, и московские строители за месяц возвели с нуля полноценную инфекционную больницу площадью более 80 тыс. кв. м. Как стало возможным построить такой объект в такие сроки? Давайте поговорим, возможно, о самой главной стройке этого года.

Итак, в марте в Москве началось строительство медицинского центра для лечения COVID-19. Госпиталь решили разместить на территории площадью 43 га вблизи деревень Бабенки и Голохвастово, расположенных в 32–33 км от МКАД по Калужскому шоссе в Новой Москве. Проектное название — инфекционная больница в Вороновском.

Из модульных конструкций было решено построить лечебные корпуса, отдельно — общежития для медиков. С первых же дней на стройке — и далее в ежедневном режиме — руководитель столичного Стройкомплекса, заммэра Москвы Андрей Бочкарев.

С самого начала работа на стройплощадке не замирала ни на секунду. Ежедневно и круглосуточно здесь работало около 11 тыс. строителей и более 1,5 тыс. единиц техники. Для реализации проекта потребовалась координация работы 350 организаций. Только подрядных организаций к работам было привлечено 27 компаний. Все это — элита строительного комплекса Москвы, говорил нам в интервью Андрей Бочкарев. Организовать все это — задача сверхсложная, сравнимая с крупномасштабной войсковой операцией.

Не будем долго рассказывать, как велось строительство. При строительстве использовалось более 200 тыс. кубометров песка и свыше 1,5 тонн арматуры, около 14 тыс. кубометров бетона, 6,5 тыс. тонн металлоконструкций и около 280 тыс. кв. м сэндвич-панелей. Только при обустройстве помещений установили более 5 тыс. внутренних и наружных дверей и более 3 тыс. вентсистем. Отметим также, что это было по-настоящему героическим действием — вот я сам несколько раз был на этой стройке, ничего подобного я не видел нигде.

В итоге ровно через 34 дня больница была построена. В рамках проекта возвели порядка 50 одноэтажных строений и 14 общежитий высотой в два-три этажа, в том числе:

  • приемное отделение на 15 индивидуальных приемно-смотровых боксов;
  • реанимационный блок на 345 коек;
  • лечебный блок на 455 коек;
  • операционный блок;
  • диагностический блок;
  • лабораторный блок;
  • общежитие для персонала на 1300 мест для одно- и двухместного проживания);
  • вспомогательные и технические здания и сооружения.

Для обеспечения работы госпиталя проложено свыше 80 км инженерных сетей. Это:

  • 36,2 км кабельных линий;
  • 8,1 км сетей уличного освещения;
  • 15 км газопровода;
  • 3,6 км теплосетей;
  • 1,2 км сетей связи;
  • 5 км водопровода и так далее.

Параллельно со строительством шла закупка медоборудования. Всего было закуплено более 26,7 тыс. единиц медицинского оборудования и мебели. Специально для больницы построено более 4 км постоянных подъездных дорог, обустроены дополнительные выезды на Калужское шоссе, проложено более 1,5 км дорог внутри территории больницы и свыше 9 км временных дорог для обеспечения строительства. И все это, напомню, за 34 дня. Не забыли даже про благоустройство. На территории больницы было высажено около 500 крупных деревьев и более 4 тыс. кустарников.

А теперь давайте вернемся назад и проанализируем, как такая стройка стала возможной в столь короткие сроки.

Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— Когда была поставлена экстренная задача возвести такой объект, были собраны все ресурсы, необходимые для решения этой задачи. Первое: политическая воля руководства города. [Второе это] финансовые ресурсы, необходимые для такого мгновенного их использования в локации, в одной точке. [Третье, ] были собраны все службы городские, которые задействованы у нас обычно при решении таких задач: сетевые организации, организации, обеспечивающие энергоснабжение, ресурсами, соответственно, обеспечение внешней инфраструктуры. [Четвертое, ] были собраны все мощные проектные организации, которые способны в кратчайшие сроки провести технологическое проектирование и проектирование самих зданий. Были отмобилизованы самые лучшие, самые крупные строительные компании, подрядные компании и более 350 компаний-производителей строительных конструкций, материалов, оборудования, необходимых именно для создания объекта.

Ну и, безусловно, героизм людей, которые каждый на своем месте выполнял задачу. Плюсом к этому нами были применены определенные технологии управления: запараллеливание процессов, выстраивание критических путей — есть такие методики в управлении строительными объектами. Мы ужали весь критический путь вдвое. Огромная команда управления, более 600 человек, работала в разных точках. Я лично проводил по два совещания в день по два-три часа, решая тактические, стратегические и иные вопросы.

Кстати, недавно в Москве прошла открытая дискуссия: «Управленческий опыт при реализации инфраструктурных проектов. Госпиталь в Вороновском». На конференции также обсуждали, как развивать медицинскую инфраструктуру в новых реалиях? Ну и конечно, поговорили об опыте строительства Вороновской больницы.

Карен Оганесян, заместитель руководителя Департамента строительства города Москвы:

— Вот вы спрашивали, как мы взаимодействуем. Мы с коллегами взаимодействуем на протяжении всего этого времени, и самое главное наше взаимодействие в том, что мы всегда открыты друг другу и можем задавать вопросы. Нет такого, что мы объект построили, ушли и забыли. Это, кстати, ключевая идеология работы Стройкомплекса, мы с каждым нашим партнером, эксплуатирующей организацией, когда передаем объект, достаточно долгое время в период гарантийного периода и после сопровождаем эти объекты.

Кстати, в ближайшие три года в Москве планируется втрое больше объектов здравоохранения, чем за предыдущие три года.

Напомним, в начале ноября подписана новая Адресная инвестиционная программа Москвы, в которой бюджетом подкреплены направления работы на 2021–2023 года.

Один из важных акцентов в стройке сделан на медицину: за три года город построит 64 объекта здравоохранения. Сейчас реализуются крупнейшие проекты, такие как медкластер в Сколково, клиническая больница с роддомом вблизи Коммунарки, медкомплексы различного назначения на территориях ДГКБ св. Владимира, центра им. Логинова, ИКБ № 1 на Волоколамском шоссе.

Но вернемся к главной теме программы — Вороновской больнице. Начав строительство в марте, завершили его полностью уже в начале апреля. Тогда строители Москвы, руководитель Стройкомплкеска, мэр города в присутствии президента передали символические ключи от больницы врачам. Сразу же госпиталь начал принимать и первых пациентов.

Главное