Город, 26 авг 2020, 15:41

В России появится единый строительный госзаказчик. Что это значит

Новая структура позволит сократить сроки возведения объектов и предотвратит появление недостроев
Читать в полной версии
Фото: Сергей Ермохин/ТАСС

Минстрой России объединит функции государственного заказчика по строительству объектов инфраструктуры, что позволит сократить сроки их возведения и предотвратит появление недостроев. Об этом сообщили в пресс-службе вице-премьера Марат Хуснуллина.

Объединение в министерстве функций заказчика по объектам инфраструктуры позволит эффективнее управлять проектами, повысить их качество, снизить сроки реализации, а также предотвратить появление незавершенного строительства в стране, объяснили в аппарате Хуснуллина.

Спросили у экспертов, что это значит для строительной отрасли России.

«Это, безусловно, положительная новость»

Станислав Сагирян, директор по развитию ГК «РКС Девелопмент»:

— Это, безусловно, положительная новость. Во многих регионах управление проектами как на этапе тендера, так и на этапе строительства откровенно низкое. В итоге мы видим много недостроенных объектов. Региональные власти прекрасно осознают такую ситуацию и пытаются переложить эту головную боль на частный бизнес, в первую очередь на застройщиков. Особенно это касается детских садов и школ. Наличие такого заказчика позволит провести реформу в данной области как на уровне законодательства, так и на уровне управления, а также поможет стандатизировать процедуры по отбору подрядчиков, финансированию и управлению строительством. Если за этой инициативой последует законодательное закрепление порядка финансирования данных объектов, единые правила для регионов, то вообще отлично. Сейчас каждый регион изобретает свои правила финансирования строительства соцобъектов, в том числе пытаясь перекладывать затраты на СМР на застройщиков, что в большинстве регионов России делает проекты жилищного строительства нерентабельными.

«Единый техзаказчик будет работать по принципу одного окна»

Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «Бест-Новострой»:

— Технический заказчик — наиважнейшая структура, от работы которой зависит выполнение всего цикла работ на стройплощадке. В данном случае речь идет о строительстве или реконструкции ведомственных объектов, а значит, о выполнении целевых государственных программ. Создание единого техзаказчика призвано организовать службу, которая будет работать по принципу одного окна, сократить сроки прохождения различных согласований, упорядочить получение исходно-разрешительной документации на объекты и многое другое, в том числе это касается и контроля за выполнением сроков и расходованием средств. Все мы видим, насколько эффективно принцип одного окна работает на примере МФЦ. Кстати, о создании единого техзаказчика власти задумывались давно. Теперь, очевидно, для этого есть все ресурсы и создана база, в том числе технологическая, которая позволит как минимум вести электронный документооборот, а впоследствии создать полноценную единую информационную систему работы с инвестпроектами.

«Рабочая структурная схема»

Антон Скирда, заместитель председателя комитета по строительству МОО «Московская ассоциация предпринимателей», член комитета по строительству ООО МСП «Опора России»:

— Касательно вопроса о передаче функций заказчика регулятору — отличная идея и рабочая структурная схема. Это большой шаг вперед, тем более что в некоторых регионах уже давно взаимодействие между заказчиком и подрядчиком устроено именно таким образом. На первый взгляд выглядит все очень подозрительно, так как весь процесс будет находиться в одних руках, но министерство вплотную столкнется с теми методиками строительства, ценообразованием, нововведениями в 44-ФЗ, которые сам рассматривает, разрабатывает либо утверждает и с которыми ранее приходилось работать дирекциям министерств.

Один из положительных моментов данного шага — техническая проработка вопроса с законотворческой стороны. Например, при рассмотрении законопроектов или поправок вопросов, касающихся объектов культурного наследия, со стороны Министерства культуры редко кто принимал участие. В основном обсуждения происходили на полях общественных организаций. А ведь вопрос сохранности и правильной с исторической точки зрения реконструкции зданий культурного наследия очень важен для всей страны. Штат дирекций по строительству различных министерств представлен высококвалифицированными специалистами. Надеюсь, что появится возможность перевести их в Минстрой России. А вот установленные правительством сроки к переводу дирекций под крыло одного министерства создадут дискомфорт генподрядным организациям.

Может случится так, что некоторое время строительным компаниям придется потерпеть с оплатами их работ, так как большинство контрактов идут через казначейство. Скорее всего, получится ситуация, где де-юре у исполнителя заказчиком является дирекция того или иного министерства, а де-факто работы принимает уже Минстрой. Тут необходимо разработать программу для работы в рамках переходного периода.

«Изменения должны привести к совершенствованию процедур госзакупок»

Рифат Гарипов, член Общественного совета при Минстрое России:

— По сути, в стране формируется система единого технического заказчика в строительстве объектов инфраструктуры. Очевидно, что этим должно заниматься профильное министерство, которое обладает нужными компетенциями в вопросах формирования технических заданий, стоимости работ, выбора строительных компаний для реконструкции инфраструктурных объектов, в том числе в субъектах страны. Речь идет об объектах, которые ранее находились в ведении Минспорта, Минобрнауки, Минкультуры и Минздрава. То есть это и больницы, и школы, и досуговые объекты. В итоге изменения должны привести к совершенствованию процедур госзакупок и повышению качества выполняемых работ.

«Централизация функций может привести к увеличению сроков реализации»

Олег Гурьев, директор департамента девелопмента ГК «А101»: — Создание единого техзаказчика оказалось весьма эффективным в Москве с точки зрения реализации, контроля строительных процессов, а также подхода к формированию единых стандартов при возведении объектов разного назначения, в том числе транспортной и социальной инфраструктуры. Поэтому перенос этого опыта на федеральный уровень представляется логичным: унификация поможет оптимизировать процесс закупок и повысить средний уровень качества выполнения работ. Вместе с тем, централизация функций может привести к увеличению сроков реализации проектов за счет повышения бюрократической нагрузки на новую структуру. Это главная задача начального этапа работы единого техзаказчика, которую, как видится, нужно будет решить на самом старте.

Главное