Мнения, 31 мая 2020, 09:44
Анна Осипычева

Новые ниши для инвесторов: рынок офисной недвижимости станет другим

Читать в полной версии
Пандемия коронавируса затронула все отрасли экономики, сферу услуг и, конечно же, наш образ жизни. Введение карантина полностью трансформировало домашнее пространство, теперь это не только место для досуга и отдыха, но и спортивный зал для тренировок, место онлайн-общения с друзьями, интернет-шопинга и, главное, дистанционное рабочее место.

Резкий переход на удаленный режим работы уже оказал значительное влияние на сектор офисной недвижимости. Эти изменения продолжатся, и когда сотрудники начнут возвращаться к работе в офисе. Каким же он станет, офис ближайшего будущего, и что изменится в поведении рыночных инвесторов и арендодателей?

Во-первых, новые нормы социального дистанцирования приведут к переходу от традиционного формата open space к более разреженному пространству. Уже сейчас участники рынка при регистрации новых офисов на практике столкнулись с требованиями обеспечить 20 кв. м площади на человека вместо привычных 4–6 кв. м. Вероятнее всего, в офисах будут введены новые правила пользования общественными пространствами, что потребует трансформации привычного обустройства помещений.

Кроме того, значительно изменятся формат и каналы коммуникаций между сотрудниками. За время карантина набрали популярность сервисы онлайн-конференций. Мы ожидаем, что они сохранят свою востребованность и по мере возврата к традиционному режиму работы. Во-первых, часть сотрудников какое-то время продолжит работать из дома, поэтому провести встречу в переговорной с личным присутствием всех участников будет невозможно. Во-вторых, новые нормы, направленные на поддержание социальной дистанции, приведут к тому, что и в офисе сотрудники продолжат общаться онлайн. Конференц-связью будет обеспечено каждое рабочее место, а не только переговорные, как раньше. Также стоит уделить внимание и системе центрального кондиционирования в офисных помещениях. Возможно, потребуется обновление или установка дополнительных модулей фильтрации воздуха.

Изменения затронут и ретейл-инфраструктуру офисных помещений. Ранее для офисов класса А и B+ было необходимо наличие точек быстрого питания, кафе и столовых, сейчас же, как минимум в ближайшем будущем, будет более популярна доставка обедов в офис на рабочее место или точки выдачи готовой продукции.

Новая офисная реальность коснется и условий аренды. Вместо стандартных долгосрочных контрактов сроком на пять — семь лет будут востребованы гибкая аренда и гибкие офисы (flex-office). Рынок аренды станет более динамичным. Многие работодатели пока не готовы инвестировать в отделку офисов, поэтому новым стандартом станут офисные пространства, полностью готовые к въезду арендаторов и оснащенные технологическими и инфраструктурными функциями с возможностью легко трансформировать помещение.

Больше всего изменится спрос на офисы класса B, C и D, которые традиционно арендовали небольшие компании. Многие компании будут отказываться от собственных помещений и использовать формат коворкинга, который также должен адаптироваться к нормам работы для обеспечения безопасности сотрудников. Поэтому к концу 2020 года мы ожидаем увидеть спрос на этот тип офисов. Дальнейшая востребованность коворкингов зависит в том числе и от того, смогут ли и сами собственники традиционных офисов предложить форматы гибкой аренды и гибких офисов, способных составить конкуренцию операторам коворкингов.

По нашим оценкам, нормализация уровня вакансии на рынке займет от 12 месяцев. Качественные объекты, офисы класса А с хорошим местоположением смогут оптимизировать загрузку, если адаптируются под новый формат работы. Более того, мы и сейчас наблюдаем интерес как российских, так и иностранных инвесторов к премиальной офисной недвижимости, но на данный момент существуют расхождения между приемлемой стоимостью для инвесторов и ценой продажи, определенной собственниками. Если ожидания обеих сторон найдут некий баланс, то уже в 2021 году мы увидим новые сделки на рынке.

Как и общество, которое постепенно адаптируется к новой реальности, так и рынок офисной недвижимости станет другим, но и арендодатели, и застройщики найдут свою нишу. Повышение инвестиционной привлекательности офисной недвижимости для арендаторов станет возможно за счет модернизации офисов в соответствии с вышеперечисленными факторами, включая техническое оснащение, ретейл-инфраструктуру, новый подход к условиям аренды и предложения готовых офисных решений для арендаторов.

Об авторах
Анна Осипычева руководитель управления по работе с коммерческой недвижимостью «ВТБ Капитал»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное