Мнения, 14 мая 2020, 07:47
Владислав Фадеев

Ретейл оживает: как магазинам в Европе разрешают возобновлять работу

Читать в полной версии

Европейские страны постепенно выходят из карантина и ослабляют ограничения для ретейла. В основном по-прежнему закрыты заведения общественного питания, кроме работающих навынос и доставку. Однако непродуктовые ретейлеры смогли начать принимать посетителей, к примеру, в таких странах, как Чехия, Германия, Португалия и Польша. Каждая из этих стран избрала свой путь восстановления торговой активности, а в Германии условия разнятся еще и в пределах федеральных земель.

Тот факт, что открытие магазинов было долгожданным для европейцев, подтверждает ажиотаж, наблюдавшийся перед дверями некоторых ретейлеров. К примеру, открывшиеся три недели назад DIY-магазины в Чехии были явно переполнены, а на самой известной торговой улице Франкфурта-на-Майне Цайль перед магазинами выстраивались очереди, как и перед IKEA в Польше. Большой ажиотаж после открытия магазинов частично объясняется праздным любопытством людей, которым интересно, как же теперь выглядят магазины.

К категориям ретейлеров, которые достаточно хорошо чувствуют себя во время пандемии, относятся продуктовая розница, аптеки и детские товары. Для всего же ретейла прогнозы не очень оптимистичны — из-за возрастающей безработицы и неуверенности траты потребителей заметно снизятся. Онлайн-ретейлеры в большинстве своем чувствуют себя достаточно хорошо, хотя наряду с увеличившимся товарооборотом выросли и затраты на соблюдение санитарных мер.

Открытие магазинов должно сопровождаться соблюдением мер безопасности, таких как, к примеру, обязательное ношение масок, ограничение количества посетителей, находящихся в магазине, или ежедневная приостановка деятельности на определенное время для смены персонала и полной санитарной обработки. К тому же рекомендуется ограничить время пребывания покупателей в магазине, предоставлять посетителям антисептические средства и соблюдать дистанцию. В целом наблюдается очень осторожное отношение к открытию общественных пространств.

Немного подробнее о ситуации в каждой из вышеперечисленных стран.

Чехия

В стране постепенно снимаются ограничения, с 11 мая разрешено открыться большим торговым центрам, летним террасам ресторанов, кинотеатрам, музеям и галереям, а также салонам красоты. До этого момента все торговые центры и магазины, превышающие по площади 2,5 тыс. кв. м, не работали. Тем не менее некоторые ретейлеры, занимающие большие площади, такие как Kika и Decathlon, нашли выход и открыли часть своей торговой площади, соответствующей разрешенным размерам. Как три недели назад, так и сейчас в некоторых магазинах наблюдался ажиотаж и очереди на вход.

В Праге возобновили работу парикмахерские после ослабления карантина, введенного из-за коронавируса COVID-19 (Фото: MARTIN DIVISEK/EPA/ТАСС)

Германия

6 мая в стране разрешили открыться всем магазинам вне зависимости от площади, однако у властей федеральных земель есть право возобновлять локальные ограничения, если ситуация ухудшится. С 11 мая разрешена работа ресторанов и кафе. Потребительский трафик находится на уровне 40–50% от показателей предыдущего года.

Сюзанна Рихтер, владелица магазина модной одежды Zeitsprung в Тюрингии. Этот район является одним из наиболее пострадавших от пандемии коронавируса (Фото: Bodo Schackow/dpa-Zentralbild/dpa/Global Look)

Португалия

Магазины площадью до 200 кв. м могут начать работу, для остальных открытие отложено до 1 июня. Музеи, рестораны и кафе останутся закрытыми до 18 мая, а театры и кинозалы — до 1 июня. Пока еще рано говорить о каких-либо цифрах по трафику или товарообороту. Одновременно с ослаблением ограничений страна ввела масочный режим в магазинах и других общественных местах, общественном транспорте.

Санитарная уборка магазинов в Лиссабоне (Фото: ANDRE KOSTERS/EPA/ТАСС)

Польша

С 4 мая в Польше открыты все магазины. Кафе и рестораны, развлекательные центры и кинотеатры пока остаются закрытыми. В первый день потребительский трафик составлял 10–15% от прошлогодних значений, но в некоторых случаях, как, например, с магазином IKEA, людей было очень много. Возрос трафик в продуктовых магазинах и аптеках. Международные ретейлеры посылают людей из своих центральных офисов в магазины, чтобы обучать персонал новым методам продаж и работы, учитывая все новые меры предосторожности.

Ларек мороженого в Польше (Фото: Zuma\TASS)
Об авторах
Владислав Фадеев руководитель отдела исследований компании JLL
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное