Взлеты и падения: как сервисы по поиску жилья реагировали на COVID-19
После того как власти ввели режим самоизоляции и ограничили передвижение, количество показов квартир в Москве резко сократилось, большая часть сделок перенесена на конец второго квартала.
Некоторые продолжают смотреть квартиры с помощью виртуальных туров, но решение о покупке чаще всего откладывают. На этом фоне снижается и посещаемость крупных российских порталов по недвижимости.
«Яндекс-Недвижимость»
Мартовский пик посещаемости сервиса «Яндекс-Недвижимость» пришелся на 11 марта. «Тогда дневная аудитория сервиса достигла почти 500 тыс. пользователей. Этот пик вызван новостным фоном, ведь недвижимость — традиционно один из способов сохранить рубли при снижении курса», — рассказали в пресс-службе.
Спустя неделю посещаемость снизилась. Аудитория нормализовалась до средних для сервиса 400 тыс. посетителей в день. С 23 по 31 марта ежедневное число пользователей сократилось с 427 до 338 тыс. человек. В первые дни апреля тенденция также сохранилась. В «Яндекс-Недвижимости» связывают эту тенденцию с продлением режима самоизоляции до конца апреля. «Стало понятно, что посмотреть квартиру в ближайшее время вряд ли получится, и люди краткосрочно охладели к теме недвижимости — аудитория этих дней сравнима с показателями первых дней января», — рассказали в компании.
ЦИАН
С 23 марта по 12 апреля в ЦИАН наблюдали значительный прирост спроса на рынке долгосрочной аренды и дач. Это объясняется желанием многих москвичей переждать пандемию за городом. Кроме того, загородный дом становится альтернативой зарубежному летнему отдыху, пояснил руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов.
Активность проявляли и потенциальные покупатели загородных домов. К примеру, в апреле спрос вырос в полтора раза относительно аналогичного периода прошлого года.
Сегменты купли-продажи и аренды городских квартир просели относительно прошлого года из-за режима самоизоляции. Покупатели и риелторы стараются находиться дома, поэтому поиск проходит только онлайн и не так активно, как это было в 2019 году.
Динамика посещения ЦИАН
Таблица ЦИАН
Что в других странах
Посещаемость порталов недвижимости снизилась и в других странах: SeLoger во Франции, Zoopla в Англии, Funda в Нидерландах, Zillow в США. По данным Century 21 Россия, в среднем за вторую половину марта порталы потеряли около 30% трафика. В Южной Корее количество сделок по продаже квартир снизилось на 80% в первые девять дней марта, а среднесуточные продажи квартир в Сеуле упали на 90%.
Согласно исследованию Capital Economic, количество сделок с жильем в Китае упало на 100% в течение первых недель кризиса, а в апреле снова начался постепенный рост.
Падение трафика отражает общий тренд на рынке жилья — спрос на квартиры во время пандемии во многих странах резко сократился. Больше всего пострадал рынок первичного жилья, но негативный эффект сохраняется и на вторичке.
«Продавцы и покупатели выбирают стратегию «подождем и посмотрим»
Юрий Провкин, председатель совета директоров Century 21 Россия:
— Несмотря на то что все риелторы мира перешли на виртуальные туры, это не помогает сохранить объемы продаж. Видеотуры не заменяют физические показы квартир. Объемы падают из-за опасения контактов, неуверенности в завтрашнем дне и ограничений в передвижениях. Проблема не в том, что клиенты не могут себе позволить купить квартиру, а в том, что во время пандемии не готовы заключать сделки. Продавцы и покупатели выбирают стратегию «подождем и посмотрим».