Мнения, 27 мар 2020, 13:45
Кирилл Иртюга

Какие плюсы могут найти отельеры в кризис-2020

Пандемия коронавируса обрушилась на все сферы российской экономики, в том числе индустрию гостеприимства. Однако владельцы гостиниц могут использовать паузу, вызванную карантином, с пользой для бизнеса — при условии, что власти и банки окажут им поддержку
Читать в полной версии

Минус или ноль вместо мегаприбыли

Вспышка коронавируса стала неприятным и неожиданным ударом для российского гостиничного рынка. 2020 год должен был стать очень успешным для отельеров, однако отмена масштабных мероприятий, вроде ПМЭФ и Евро-2020, и введение карантина поставили этот бизнес под удар. Согласно прогнозам аналитиков, по итогам марта загрузка московских гостиниц составит 12–18% против 53% годом ранее. В Санкт-Петербурге заполняемость находится на уровне 15% вместо 66%, как ожидалось изначально. По самым скромным подсчетам, потери российских отелей за июнь−август составят 7,5−9,5 млрд руб.

Ситуация осложняется тем, что пока никто не знает, сколько продлится изоляция и как скоро восстановится поток гостей после ее окончания. Даже если пандемию удастся остановить до лета, рынок не сможет быстро отыграть потери. Как минимум еще два-три месяца после окончания карантина люди будут воздерживаться от путешествий.

Сейчас наверняка можно сказать лишь одно — 2020 год станет самым сложным для гостиничной отрасли, речь будет идти лишь о том, чтобы сохранить в дееспособном состоянии инфраструктуру и объекты гостиничного хозяйства. Теперь выйти в ноль уже кажется хорошей стратегией.

Время обновиться

Уход на карантин вынуждает отельеров закрываться на консервацию, разрывать срочные трудовые соглашения и перераспределять функционал. Ситуация сложная и непривычная. Гостиницы выбирают стратегию максимального снижения возможных затрат.

В жизни отелей без гостей наступает затяжная пауза, которую можно использовать для внутренних изменений. Собственники гостиниц в России — не только федеральных и международных сетей, но и независимых гостиничных объектов — еще до вспышки коронавируса планировали проводить реновацию в 2020 или 2021 годах, создавая для этого необходимые резервы.

Из 25,3 тыс. средств размещения в России (данные Федерального агентства по туризму) четверть относится к постройкам советского периода (санатории, пансионаты, базы отдыха). В их числе — большое количество отелей и здравниц в Крыму, многие из которых не проходили реновацию по 10−20 лет.

Поэтому при отсутствии гостей процесс реновации и реконструкции для гостиниц может стать направлением, куда можно распределить высвободившиеся ресурсы и время, учитывая тот факт, что такие работы занимают от шести до десяти месяцев.

Если провести реновацию гостиницы во время карантина, то можно избежать значительных сложностей при таких работах в действующем отеле с гостями и по окончании пандемии выйти на рынок в обновленном формате, имея конкурентные преимущества.

Большой плюс — это возможность сохранить рабочие места. Значительную часть работ (разработка архитектурного проекта, дизайн-проект, проект инженерии, вентиляции и кондиционирования) возможно выполнять на удаленке без нарушения карантина. В России есть профессиональные компании, способные выполнять подобные работы. Мы получаем запросы на услуги по данному направлению и видим, что это востребовано и дает отельерам шанс для обновления гостиничных объектов.

Реновация гостиниц — это возможность загрузить производства российских компаний-поставщиков и тем самым поддержать малый и средний бизнес из смежных отраслей, возможность сократить издержки за счет работы с российскими товарами (независимость от роста валюты), шанс сохранить квалифицированный персонал. Итог реконструкции или реновации — обновленный гостиничный объект, готовый к приему гостей, поток которых будет постепенно восстанавливаться после окончания карантина и спада пандемии.

Бизнес ждет поддержки банков и властей

Но проведение реконструкции и реновации в условиях отсутствия прибыли немыслимо без всесторонней поддержки правительства и финансовых институтов.

Власти медлят с поддержкой гостиничной отрасли. Сейчас отсчет идет уже не на месяцы, а на недели и дни. Ранее министр экономического развития РФ Максим Решетников заявил, что пока не считает необходимым вводить полный пакет льгот, о чем просили крупные игроки рынка. Максимум, о чем может идти речь сейчас, по мнению чиновника, — отсрочка от выплат НДС на три-четыре месяца, продление налоговых каникул и субсидирование кредитных ставок сроком до года.

Это лишь малая доля тех необходимых мер для спасения и смягчения экономического удара от коронавируса, в которых нуждается отрасль. Если поддержки не будет, начнутся банкротства, увольнения и стагнация.

Гостиничный бизнес сейчас ждет от правительства следующих шагов:

  • освобождение от выплаты страховых взносов;
  • возмещение оплаты труда;
  • выделение займов на операционные расходы, что крайне необходимо в текущих условиях;
  • погашение процентов по кредитам;
  • значительное снижение (до 6%) или отмены ставки НДС;
  • каникулы по оплате коммунальных платежей;
  • отсрочка или отмена уплаты земельного и имущественного налогов за 2019 и 2020 годы;
  • продление виз иностранцам, собирающимся посетить Россию до пандемии;
  • введение моратория на проверки.

Бизнес ждет от властей помощи в диалоге с банками для выделения необходимых средств по минимальной или нулевой ставке с кредитными каникулами. Без заемного финансирования проведения каких-либо серьезных работ будет невозможным.

Об авторах
Кирилл Иртюга Генеральный директор УК «РосинвестОтель»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное