Мнения, 30 янв 2020, 11:00
Андерс Лильенстолпе

Где российским ретейлерам искать новые возможности в 2020 году

Читать в полной версии

Сфера розничной торговли продолжит серьезно меняться в 2020 году. Это обусловлено множеством факторов, среди них — высокая конкуренция, развитие онлайн-торговли, запрос покупателя на комплексный и комфортный потребительский опыт. Все это приводит к тому, что российские ретейлеры вслед за мировыми (а иногда и опережая их) переосмысляют свои бизнес-модели.

Чтобы оставаться конкурентоспособными и показывать высокие результаты, они осваивают новые концепции и форматы, ищут перспективные локации, оптимизируют распределительные сети. Каковы потенциальные точки роста российского ретейла в 2020 году?

Магазины новых форматов

Споры о том, победят ли на рынке традиционные офлайн-магазины или онлайн-маркетплейсы, больше не актуальны. Будущее за ретейлерами, в стратегии которых офлайн- и онлайн-торговля дополняют и стимулируют друг друга. Продавцам необходимо обеспечить гибкость и мобильность в продажах, чтобы товар был доступен покупателю там, где ему удобно, и тогда, когда ему удобно. В достижении омниканальности многие изобретательно задействуют новые технологии. Скажем, «Леруа Мерлен» в пилотном режиме внедряет умную систему специальных уведомлений. Если покупатель недавно искал на сайте товары для покраски, но в магазине купил только колер, он получит сообщение о том, что мог забыть приобрести валик.

Поскольку границы между онлайном и офлайном стираются, на рынке появляются новые концепции — например, интерактивные шоурумы и пункты тест-драйвов. В ближайшие годы для определения наилучшей локации для них все чаще будет использоваться big data, а структура трафика — точно соотноситься с целями точки продаж. Новые концепции осваивают даже крупные сети, годами существовавшие только в строго определенных форматах. Например, IKEA, которую трудно представить вне желто-синей коробки рядом с «Мегой», в 2019 году открыла дизайн-студию в новом жилом комплексе рядом с Ботаническим садом. Она занимает небольшую площадь недалеко от центра Москвы и заточена специально под потребителя, находящегося на этапе разработки дизайн-проекта или обустройства квартиры.

Подстраиваясь под новые запросы клиентов, важно адаптировать к текущим изменениям логистику. На смену линейным цепочкам поставок приходит их сложное хитросплетение: необходимо использовать все возможные пути к клиенту. В некоторых сегментах, таких как fashion, до 50% товаров из онлайн-заказов возвращается и поступает обратно в цепочку поставок, что приводит к большим расходам на возврат. Решить проблему «последней мили», краеугольного камня логистики, можно с помощью расширения функционала офлайн-магазинов до центров сборки и выдачи онлайн-заказов. О планах переоборудовать часть магазинов в дарк-сторы — то есть центры обработки онлайн-заказов — уже заявили «Ашан» и X5 Retail Group.

Районные центры

Омниканальность — естественное развитие районных торговых центров. Помимо строительства с нуля, под этот формат перестраивают старые советские кинотеатры, универсамы, в них открываются образовательные центры, спортивные студии, химчистки, магазины фермерских продуктов, кулинарии и т. д. В результате ретейлеры могут не просто освоить новые локации, но и сблизиться с клиентом, качественно улучшить взаимодействие с ним и его потребительский опыт.

Размещение в небольшом районном торговом центре позволяет обеспечить присутствие бренда на сравнительно небольших торговых площадях, что особенно актуально в свете того, что в последние годы ретейлеры меняют форматы и делают свои магазины более компактными. Это позволяет покрыть торговой сетью максимальную территорию, возникает потребность оптимизировать логистическую цепочку и мерчандайзинг, отказавшись от товаров, которые продаются хуже и медленнее. Освоение районных торговых центров помогает удовлетворить потребительский спрос на шопинг рядом с домом, а также увеличить количество точек продаж в новых районах с неудачно сложившимся стрит-ретейлом.

Районные торговые центры, занимающие небольшую в сравнении с моллами площадь, избирательны в отношении арендаторов. Создатели таких комплексов все чаще тщательно продумывают концепцию и планировку, что делает районные ТЦ привлекательными для арендаторов. Все это хорошо видно на примере объектов ADG Group в Москве.

Зачастую в столице районные ТЦ становятся особенно востребованными там, где активно возводятся новые жилые микрорайоны. В новостройках не всегда удачно продумана коммерческая инфраструктура, в этом случае жильцы оказываются оторванными от розничных сетей и точек продаж, к которым привыкли. Поэтому формат районных ТЦ, способный закрыть их потребности, динамично развивается. Если в 2019 году, по данным JLL, в Москве ввели в эксплуатацию всего два районных ТЦ площадью 21 тыс. кв. м, то в 2020-м запланировано открытие уже 16 центров на 132 тыс. кв. м, а в 2021-м — еще 14 с такой же общей площадью. Для регионов формат районных торговых центров тоже становится актуальным: прежде всего это происходит там, где построили очень много крупных ТЦ.

В будущем наибольшего успеха добьются те игроки, которые построят эффективную бизнес-модель с фокусом на потребителя и его запросы. Совмещать клиентоориентированный подход с привлекательной ценовой политикой можно только одним способом: брать максимум от новых форматов торговли и технологий, помогающих оптимизировать бизнес-процессы.

Об авторах
Андерс Лильенстолпе генеральный директор компании JLL
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное