Как будут восстанавливать Воспитательный дом. Видео
Ваш браузер не поддерживает вставку видео
Текстовая версия
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— Давайте рассмотрим карту центра Москвы — смотрите, вот это — Кремль, это — парк «Зарядье», это — высотка на Котельнической набережной. А между ними — комплекс зданий Воспитательного дома, он был построен в XVIII веке, в последнее время здесь находилась академия РВСН, однако в последние годы он стоял в полузаброшенном состоянии...
У нашей программы — уникальная возможность: мы одними из первых покажем, что сегодня внутри Воспитательного дома, какие работы там ведутся и какое будущее ждет этот памятник истории и архитектуры. И для начала — несколько слов об истории здания.
Воспитательный дом был учрежден в 1763 году по благословению императрицы Екатерины II как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Закладка состоялась в 1764 году, стройка продолжалась до 1772 года. Инициатором создания Воспитательного дома стал просветитель Иван Бецкой, который занимался проблемами воспитания в России.
Сегодня Воспитательный дом готовится к масштабной реставрации — чтоб ее сделать, в здании проводятся научно-исследовательские и изыскательные работы.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— Иван Бецкой — это крупный известный общественный деятель середины XVIII века, президент Академии художеств. Его идея, которую он донес до императрицы Екатерины II, — построить Воспитательный дом, где воспитывались и собирались дети, не связанные сословными узами с дворянством и с крестьянством. И предполагалось, что здесь будет воспитываться новый класс людей для службы России.
Интересная историческая деталь — это въездной корпус парадного двора Воспитательного дома. Вот это — приемное окно. Те родители, которые хотели оставить на воспитание здесь своего ребенка, приходили сюда ночью и оставляли малыша здесь.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— А до нас комплекс дошел в таком виде, как был задуман и был построен?
— В целом комплекс дошел до нас в первоначальном виде. По крайней мере фасады. Интерьеры очень сильно пострадали в результате пожара, в результате перепланировок изменилась пространственно-планировочная структура. Анфилады были перекрыты, пробиты новые проемы из коридоров. Были утрачены два барабана с главами церквей. Церкви (предполагалось, что мальчики и девочки будут учиться отдельно, в одном храме будут на литургии присутствовать девочки, в другом — мальчики) в 20-е годы XX века сильно были перестроены, главы и барабаны церквей демонтированы.
В 1920-е же годы по проекту архитектора Иванова-Шица был построен этот зал в стиле модерн. При этом демонтированы пилоны и своды, которые держали главу церкви святой Екатерины. Сделана трибуна, сделан уклон. Конечно, он интересен, и мы его сохраним и отреставрируем. Кстати, общественность очень волнуется по поводу сохранения этого зала. Все будет сохранено.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— А где вторая была глава — там что осталось? Там такой же зал?
— Да, там похожий зал, но он не в стиле модерн, с минимальным декором.
— Потрясающе.
После Октябрьской революции в здании некоторое время размещались учреждения Наркомата социального обеспечения. В 1920 году здание сильно пострадало от пожара, однако в 1921–1923 годах было полностью восстановлено. В 1928 году здание частично реконструировали в стилистике модерна по проекту архитектора Иванова-Шица.
Целью научно-исследовательских и изыскательных работ в Воспитательном доме является подготовка памятника к основному этапу реставрации: специалисты вскрывают многочисленные поздние советские и постсоветские конструкции, раскрывают первоначальные проемы. Официальное разрешение на данный этап работ было выдано департаментом культурного наследия города Москвы.
Борис Савин, руководитель архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ»:
— Это поздняя закладка оконного проема. Это нам нужно для того, чтобы понять планировочную структуру и принять решение о проекте реставрации.
— Это вы штукатурку сняли...
— Это по нашему заданию сняли штукатурку, инженеры посмотрят состояние перемычки, а мы осмыслим это для нашей будущей работы.
— Что касается материалов — вот это вот исторический кирпич? Из него...
— Нет, это советский, которым заложен... видите, мелкий? Мелкоразмерный советский кирпич, которым заложен исторический проем.
— А вот это исторический?
— Это перемычка. С замковым камнем белокаменная перемычка. Цоколь был белокаменный. В советское время был оштукатурен.
— Вот это XIX века?
— Это XIX век. Мы предложим, естественно, восстановить белокаменный цоколь.
В центре Москвы при любом строительстве или крупных реставрационных работах необходимо проводить археологические изыскания. Проводятся такие раскопки и на территории Воспитательного дома — прямо во дворе.
Владимир Беркович, заместитель генерального директора компании «Археологические изыскания в строительстве»:
— Посмотрим раскопки?
— Давайте посмотрим. Четко видна известковая прослойка, связанная со строительством Воспитательного дома — это вот известь. Которая белая линия, да. Вот это — четкий маркер. Ниже также напластования — вот здесь битый кирпич, видна, так сказать, кирпичная крошка. Такой черный, ярко-черный слой — это уровень XVI—XVII веков, когда здесь на этой территории существовал Васильевский луг, где сначала собирались царские табуны и дружины перед походом, а затем был разбит сад.
— Какой вывод можно сделать из ваших археологических изысканий конкретно в этом месте? Что можно сказать?
— Данные археологических раскопок в общем-то подтверждают и расширяют данные письменных источников. Мы знали о том, что здесь Васильевский луг, у нас много здесь интересных археологических находок, которые я вам, конечно, с удовольствием покажу.
К поздним горизонтам относятся находки вот этих вот помадных банок. Это вот предметы, где разные мази — вот они специально вот так вот сделаны. Опускаемся ниже по горизонту, и вот мы с вами выходим на горизонты XVI–XVII веков. Что они нам оставили? Это прежде всего нательные кресты. Ну, спрашивайте, как они сюда попадают?
— Шел человек, потерял…
— Да-да-да. Это именно, именно да. Это вот теряли кресты, кресты разного размера с изображением распятия, Спаса. Это кресты XVI–XVII веков — видите, ведь, четко видно изображение Спаса.
Я вам говорил о том, что на Васильевском лугу, потому что здесь собирались табуны. И вот с этим, конечно, связан ряд находок. Это, конечно, в первую очередь подкова. Да? Конечно, подкова.
— Их много здесь нашли?
— Это, конечно, табуны великокняжеские. Ну и, конечно, я хочу продемонстрировать череп коня, который был найден в колодце XVI века. Вот, это скорее всего, так сказать, конь из великокняжеских табунов, вот так вот там его и закопали.
В 1938 году комплекс зданий с прилегающей территорией был передан военной академии им. Дзержинского, позже переименованной в военную академию РВСН имени Петра Великого. До конца века территория была закрыта для посещения гражданскими лицами. В 2000-х годах здания перешли в собственность Москвы, город начал искать поиски инвестора для восстановления Воспитательного дома.
В конце 2017 года у Воспитательного дома появился собственник, который сразу включился в работу по его сохранению. Основным итогом работ станет то, что здания времен Екатерины II в историческом центре Москвы, которые были закрытыми объектами последние 80 лет, станут открыты для посетителей — для изучения, для прогулок. Развитием проекта занимается Visor Development — специально созданная для этого проекта управляющая компания. По согласованию с Мосгорнаследием компания уже начала восстанавливать ограду Воспитательного дома.
Василий Осипов, директор департамента строительства Visor Development:
— Первое, к чему приступили на этом проекте, — это реставрационные работы по ограде, которая делится у нас на два основных типа ограды. Это ограда XIX века и ограда 20-х годов XX века. Конкретно ограды 20-х годов XX века мы практически закончили реставрацию... Отреставрированы все шары — видите, у них уникальная неправильная форма слегка, да? Она не сделана с нуля — это не шар, который сделан на производстве, это шар, который оштукатурен и установлен полностью, как он был.
И нами сейчас установлены в основном металлические элементы ограды, в том числе мы по максимуму пытались оставить пики, пруты от того забора, который был. Также мы закончили работы по сторожкам-пилонам. Это тоже исторические элементы, которые охраняются как памятник, мы полностью их восстановили.
А это как раз-таки то, что еще не успели заменить, это решетка начала XX века. Видите, насколько сгнившие элементы от коррозии. Мы это все счищаем на производстве, и даже видно, что это не новодельный прут — это тот прут, который бил счищен, покрашен и полностью восстановлен.
— Вот тут уже другой забор. Он какого века?
— Это XIX век, середина XIX века. Другой забор, очень сложный по конструкции, очень много элементов, более 500 элементов утрачено. Сейчас мы это все обследовали, сделали картограмму всех этих утерянных элементов. На базе этой картограммы выбираем производителя, который нам все элементы в чугуне отольет. И после этого соберет нам целиком эту конструкцию.
Игнат Бушухин, главный редактор «РБК-Недвижимости»:
— Потрясающее, очень атмосферное место. Вот такой он, Воспитательный дом. Вдумайтесь: 1770-х годов постройки. Я уверен, что после реставрации его ждет новая жизнь в самом центре города. Ну что ж, на этом все. Читайте «РБК-Недвижимость», смотрите нашу программу. Я — Игнат Бушухин. Удачи в квадрате!