Жилье, 04 дек 2019, 12:54

ЖК в 3D: как и зачем проводят VR-туры для покупателей квартир

Рассказываем, как создают и проводят виртуальные экскурсии в российских новостройках
Читать в полной версии
Фото: RBC/TASS

Поиски квартиры мечты — процесс непростой. Каждый потенциальный покупатель хочет подобрать объект с определенной планировкой помещений, видовыми характеристиками, красивой отделкой, стильным интерьером и в районе с хорошо развитой инфраструктурой. Однако если речь идет о квартире в еще не построенном жилом комплексе, представить, какой она будет, довольно сложно.

Для того чтобы привлечь покупателей в строящиеся ЖК, многие девелоперы создают VR-экскурсии. Рассказываем подробно, как и зачем застройщики проводят виртуальные туры, а также как это влияет на спрос и стоимость объекта.

Фото: VRfor

Как создают VR-туры

VR-туры в жилые комплексы дают возможность посмотреть планировку, дизайн, отделку и вид из окон будущей квартиры в виртуальной реальности. В качестве исходных материалов для VR-туров обычно используются архитектурные проекты — сегодня они почти все создаются в электронном виде, в одной из специализированных программ.

«Файлы конвертируются из форматов, привычных архитекторам, в форматы, используемые в 3D-графике. На основе исходных материалов создаются 3D-модели, которые затем помещаются в виртуальную сцену в одном из игровых движков — Unity или Unreal Engine. С этой точки зрения VR-тур по новостройке представляет из себя точно такую же игру, как DOOM или Half-Life», — рассказывает генеральный директор лаборатории интерактивной графики United 3D Labs Дмитрий Ватулин.

Часто архитектурный проект не до конца соответствует реальности — этажей в доме, конечно, столько же, а вот дизайнерское решение фасадов может быть совершенно другим, отмечает Ватулин. Проект также бывает недостаточно подробен и не содержит, например, малые архитектурные формы — скамейки и фонари. В этом случае дизайнерам и 3D-моделлерам приходится просто выдумывать отдельные элементы, резюмирует эксперт.

В 3D-модели добавляется мебель и полная отделка, чтобы клиент мог оценить будущее жилье, добавляет основатель компании VRfor Артур Патык. По его словам, в виртуальный тур обязательно включен вид из окон, снятый на квадрокоптер.

Фото: VRfor

Как проводят VR-туры

Существует несколько способов проведения туров виртуальной реальности. Они могут проходить в отделе продаж, где создана специально оборудованная комната с датчиками движения и очками виртуальной реальности, рассказал основатель VRfor. Для этого застройщику необходимо выделить отдельное помещение и иметь производительный компьютер, а также набор с шлемом виртуальной реальности Oculus Rift или HTC Vive.

«Если же заказчик хочет большей автономности и независимости, создаются туры на основе мобильных устройств. В таком мобильном приложении предусмотрен как режим VR, который требует очки, так и режим просмотра без очков», — уточняет Патык.

Еще два способа демонстрации квартиры в новостройке — это 3D-тур на сайте и возможность просмотра планировки в дополненной реальности. В последнем случае необходимо навести камеру, и из планировки выстраиваются квартиры или сам многоэтажный дом, резюмирует основатель VRfor.

Фото: Planoplan

Зачем нужны VR-туры

В первую очередь, VR-туры в жилые комплексы помогают продавать квартиры на начальном этапе строительства. «Клиенты, которые посмотрят 3D-тур, могут оценить планировку и измерить пространство — в некоторых виртуальных проектах есть возможность использовать виртуальную рулетку. Кроме того, с помощью правильного тура застройщик может повлиять на впечатление клиента: недостаток освещенности реальной квартиры компенсировать светлыми текстурами, а маленькую площадь — правильно подобранной мебелью», — рассказывает генеральный директор digital-агентства Vitamin Group Артем Филимонов.

Помимо эстетической стороны вопроса и характеристики виртуальных туров как нового маркетингового инструмента, 3D-визуализация очень спасает, когда реальные просмотры строящегося объекта невозможны по тем или иным причинам, уточняет генеральный директор компании «Азбука жилья» Андрей Каширцев. «Выпуклое» изображение позволяет создать у клиента достаточно точное понимание, например, о будущей меблировке квартиры или о зонировании.

По некоторым опросам, более 60% клиентов подтверждают, что 3D-картинка позволяет лучше оценить предлагаемый продукт, подтверждает управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Она также считает, что с точки зрения девелопера 3D-визуализация позволяет разгрузить работу отдела продаж, ускорить встречи менеджеров с потенциальными клиентами и решить вопрос с безопасностью, ведь допуск на стройку посторонних запрещен по техническим правилам. Однако при погружении в трехмерную копию квартиры ощущения могут оказаться несколько обманчивыми в силу ограниченности обзора в VR-очках, в реальности квартира будет еще больше, объясняет эксперт.

Фото: VRfor

Стоимость VR-тура

Расходы на VR-решения могут составлять 2−5% от маркетингового бюджета, уточнил коммерческий директор инвестиционной компании Glinkom Иван Татаринов. «Стоимость самых простых очков, работающих в связке со смартфоном, колеблется от 500 до 10 тыс. руб. Более сложные устройства, которые действуют автономно, уже дороже — 25−70 тыс. руб. Камеры для создания VR-туров тоже дорогие — порядка 400 тыс. руб. Одна типовая планировка квартиры стоит около 20 тыс. руб., нетиповые решения обойдутся примерно вдвое дороже. VR-тур по всему ЖК, в том числе местам общего пользования, в среднем обойдется в 1,5 млн руб. То есть каждая квартира будет дороже на 3−10 тыс. руб. в зависимости от их количества в проекте», — подчеркнул Татаринов. Однако основные затраты связаны не столько с закупкой техники, сколько с производственным процессом — отрисовкой и визуалиацией, считает Наталия Кузнецова, генеральный директор АН «Бон тон».

Несмотря на то что виртуальные туры занимают существенную долю рекламного бюджета, они не приводят к увеличению стоимости квартир, отмечает директор по продажам компании «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Ирина Туманова. По ее словам, ценовая категория жилого комплекса зависит и от других факторов — локации, транспортной доступности, масштабов проекта и многого другого. С ней согласна председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова, которая считает, что в масштабах расходов на строительство маркетинговое сопровождение объекта недвижимости и расходы на создание VR-тура незначительны.

Фото: VRfor

Живой VS виртуальный

Помимо VR-туров, девелоперы регулярно устраивают клиентам экскурсии на строящиеся объекты — иногда, чтобы показать проект, они используют вертолеты или устраивают речные прогулки, которые позволяют посмотреть на проект с воды. Еще чаще девелоперы создают шоурумы в офисах продаж, где желающие могут ознакомиться с планировкой и отделкой будущего жилья.

«Живой тур всегда эффектнее, поскольку он в большинстве случаев позволяет не только увидеть будущее жилье, но и получить полноценную консультацию. Виртуальные туры же в основном самостоятельные, их никто не комментирует. Достаточно часто они зависают. Со временем технологии будут отточены, но пока они вызывают нарекания», — отмечает Владимир Каширцев.

В случае если у застройщика 20 одинаковых домов и он готов один выделить под огромный шоурум, в котором будут все типы квартир, все варианты отделки, все виды из окон, то живой тур лучше, подтверждает директор VR-платформы Planoplan Антон Кельник. Он пояснил, что на деле такой вариант сложно реализовать, так как обычно в шоуруме застройщик ограничивается максимум тремя типовыми квартирами.

VR-тур позволит лучше изучить выбранную квартиру, считает Кельник. «Потенциальный покупатель может спокойно походить по своему будущему жилью в VR-шоуруме застройщика, на своем смартфоне унести домой будущую квартиру и спокойно подумать о выбранном варианте. Именно это «спокойно подумать» и является фактором уменьшения времени принятия решения о покупке. Покупатель начинает жить в квартире, которую еще не купил, а это сокращает путь принятия решения на 15–25%», — считает директор VR-платформы Planoplan.

После проведения виртуального тура у клиента в любом случае остается много дополнительных вопросов. Надо не только показать 3D-тур в нужный момент, но и продолжить процесс продажи после, выводя клиента на закрытие сделки, считает Туманова. По ее словам, есть огромный блок технических и юридических вопросов, которые нельзя исключить из процесса, поэтому никакие демонстрационные и имиджевые решения не могут на 100% влиять на выбор.

«VR-туры имеют большую ценность, когда объект невозможно увидеть вживую или когда проект находится на высокой стадии готовности, и такое решение позволяет определиться с дизайном. Если проект предполагает полную меблировку и уже готов, нет никакого смысла делать такие туры», — резюмировал Татаринов.

Главное