Как выглядят проекты-победители лучших молодых архитекторов России
В Казани подвели итоги Второй Российской молодежной архитектурной биеннале. В этом году темой конкурса стало переосмысление промышленных пространств: участники предложили проекты ревитализации территорий завода «Сантехприбор» и портового элеватора в Казани. По словам директора биеннале Наталии Фишман-Бекмамбетовой, это позволит создать каталог решений, который местные власти будут использовать и для других аналогичных объектов.
Из 30 финалистов жюри выбрало четырех победителей, которые получили золотые и серебряные награды. Еще четыре проекта удостоены специальных призов. Власти Татарстана намерены заказать реальные проекты у всех победителей биеннале.
Подробнее о проектах-победителях — в фотогалерее «РБК-Недвижимости».
Проект: ревитализация территории бывшего завода «Сантехприбор»
Автор: Александр Аляев (Москва)
Идея проекта — достижение максимальной проницаемости и доступности территории бывшего завода. Для этого архитектор предлагает разбить северный участок площадки на две части, соответствующие габаритам стандартного городского квартала (100 х 150 м) и застроить их компактными жилыми домами (максимум четыре этажа), среди которых будут выделяться несколько высотных доминант (до 24 м). В южной части предусмотрено три аналогичных квартала: здесь расположатся офисные пространства, мастерские, небольшие современные мануфактуры. Такое планировочное решение позволит сформировать новую транспортно-пешеходную ось в границах Адмиралтейской слободы, говорится в описании проекта.
Все исторические здания на территории бывшего завода архитектор предлагает сохранить, наделив их общественными функциями. В оформлении общественных пространств Александр Аляев использует МАФы и инсталляции, метафорически отсылающие к промышленному прошлому участку
Проект: ревитализация территории бывшего завода «Сантехприбор»
Автор: КБ «11» (Уфа)
Проект уфимского бюро «11» превращает бывшую промзону в центр современной культуры. Северный участок становится единым общественным пространством, которое формируют исторические цеха и временные постройки. Архитекторы предлагают создать здесь активный рельеф за счет законсервированного исторического слоя производственного мусора, намеренно оставленного на площадке как память о прошлом места.
Границами этого пространства становятся колонны и декоративные водоемы, повторяющие контуры некогда существовавших здесь корпусов. Архитекторы предлагают обустроить уже протоптанную тропу, которую дублирует система из мостов и переходов. Между ними будут вставки в виде небольших стеклянных оранжерей и подвижных световых объемов на вертикальных рельсах, которые днем служат лаунджами на уровне земли, а вечером поднимаются над площадью. В южной части участка пространство формируют яркие акценты в виде МАФов и временных инсталляций
Проект: ревитализация территории бывшего завода «Сантехприбор»
Автор: архитектурное бюро «Хвоя» (Санкт-Петербург)
Суть проекта петербургского бюро «Хвоя» — сохранение существующей конфигурации участка и оставшихся промышленных корпусов. В южной части территории авторы проекта предлагают создать light-industrial-кластер, в котором преобладают пространства для размещения небольших местных производств, совмещающих «чистую» часть производства, склад и шоурум произведенной продукции. По мнению архитекторов, это будет способствовать смысловому и пространственному развитию прилегающих территорий.
В северной части территории планировку определяют стены, оставшиеся от поперечных дореволюционных корпусов: они задают поперечные направления улиц, а дымовая труба котельной — главную продольную ось, говорится в описании проекта. На основании этой сети координат архитекторы проектируют три квартала — здесь предусмотрены арендное жилье, офисы, творческие кластеры. Все руины сохраняются и консервируются, застройка новых кварталов примыкает к ним вплотную. В месте сопряжения с домом Алафузова новое здание располагается по границе некогда существовавшего, выявляя утраченный объем и превращая дом-фантом в сад. Та же модель используется для построек вдоль улицы Клары Цеткин
Проект: ревитализация портового элеватора
Автор: творческое объединение «Лето» (Москва)
Проект московского бюро «Лето» направлен на раскрытие территории вокруг элеватора: для этого архитекторы предлагают создать ортогональную сетку улиц с небольшими жилыми кварталами, где каждая поперечная улица имеет свою идентичность и атмосферу. Вокруг элеватора образуется система площадей, которые примыкают к каждому из его четырех фасадов. Все площади имееют собственную идентичность, обусловленную функциональном наполнением корпусов элеватора и прилегающей застройки.
Водную площадь авторы проекта предлагают сделать своего рода буфером между городом и рекой: здесь разместятся рынок, амфитеатр, ведущий к воде, и открытый бассейн. На Спортивной площади, примыкающей к юго-западному фасаду элеватора, расположены спортивный центр, скалодром, скейт-парк. Северо-восточный фасад граничит с Научной площадью: сюда обращены медиатека в здании элеватора и школа, построенная напротив него. Городская площадь, к которой выходит музей, становится главным транспортным хабом с остановкой общественного транспорта, стоянкой такси и подземной парковкой личного автотранспорта. Пятая площадь — на крыше элеватора, здесь предусмотрена смотровая площадка
Проект: ревитализация портового элеватора
Автор: архитектурное бюро Megabudka (Москва)
Согласно проекту столичного бюро Megabudka, вся застройка косы, кроме здания элеватора, демонтируется, и по ее внешнему периметру создается единая набережная шириной 50 м с озеленением, велодорожкой и нанизанными на нее общественно-развлекательными функциями. С этим линейным парком перекликается организованный на мысе косы большой полукруглый парк. На время очистки акватории авторы проекта предусмотрели «сухой» пляж с сохранением существующей подпорной стенки косы, а для купания — плавучий бассейн на старой барже.
Верхний этаж элеватора архитекторы предлагают преобразовать в стеклянный, что позволит открыть максимально выигрышные виды на Волгу и осветить атриум, а в центре здания разместить многофункциональное пространство со сводами из цилиндров, поддерживаемых металлическим каркасом. Функциональное наполнение самого здания также подчеркнуто разнообразно: здесь найдется место и для культурно-просветительских учреждений, и для коммерческих площадей, и для апарт-отеля. Вдоль длинных фасадов элеватора благоустраиваются пешеходные площади, в облике которых сохраняются рельсы как важный элемент индустриальной идентичности. На рельсах в память о предыдущей функции сформирована композиция из грузовых вагонов — в них разместятся детская игровая площадка, кафе, зона отдыха, буккроссинг
Проект: ревитализация портового элеватора
Автор: Азат Ахмадуллин (Уфа)
Проект Азата Ахмадуллина предусматривает максимальное сохранение элеватора и его тактичное приспособление под актуальные функции, а исходное назначение здания как места хранения стратегически важных запасов зерна символически переосмысляется в решениях генерального плана развития прилегающей территории.
Единый для всех корпусов элеватора стилобат превращается в просторную общественную зону, окруженную по периметру открытой галереей: здесь расположены многочисленные небольшие кафе и выставочные пространства. Самая большая часть элеватора — 12-рядный корпус — имеет в основе атриум с прорезанными через верхнюю надсилосную галерею башнями, которые обеспечивают равномерное освещение внутреннего пространства. В этой части расположены дайвинг-труба, аэротруба и скалодром, что является интерпретацией технологических процессов очистки и сушки, которые зерно раньше проходило в элеваторе.
Истории места будет посвящен и Музей зерна, расположенный в центральной части элеватора. Постоянное жилье представлено двумя урбан-виллами, таунхаусами, расположенными вблизи основного здания, а также коливингами в надсилосной галерее элеватора. Пространство между элеватором и набережной трактовано как ландшафтный парк, в котором преобладают зерновые культуры.
Со временем здесь сформируется золотое поле, символизирующее новую жизнь зерна, которое когда-то хранилось в элеваторе. А корабли и грузовые вагоны, которыми зерно поставлялось сюда, станут элементами туристического маршрута, проложенного по территории и связывающего между собой многочисленные игровые и спортивные площадки, амфитеатр, предназначенный для публичных мероприятий и концертов, а также главную пешеходную площадь перед самим элеватором
Проект: ревитализация территории бывшего завода «Сантехприбор»
Автор: Ксения Воробьева (Москва)
Проект ревитализации промзоны бывшего завода «Сантехприбор» предусматривает полное сохранение всех существующих строений и приспособление их под новые функции. Архитектор подчеркивает, «что только детально продуманная стратегия может служить залогом успешной второй жизни бывшей промзоны»
Проект: ревитализация портового элеватора
Автор: Илья Ободовский (Симферополь)
Архитектор сделал акцент на саму конструкцию элеватора и его визуально-пространственное переосмысление. Так, фасады сооружения выкрашены в вишневый цвет, который контрастирует с активным остеклением. Подсилосный этаж полностью прозрачный, а просветы между отдельными блоками здания увеличены — такой прием позволяет сделать его более открытым и проницаемым, связанным с окружающим ландшафтом. Согласно проекту, элеватор становится многофункциональным пространством: здесь и музей, и медиатека, и офисы, и коворкинги, и жилье, рестораны.
Центральная продольная ось участка превращается в бульвар, вокруг которого расположено несколько дополнительных новых зданий: офисов, жилья, многоуровневых паркингов — их современная архитектура дополняет динамичный образ элеватора. Территория промзоны косы, прилегающая к участку, трактована как масштабное общественное пространство с озелененными участками, благоустроенной набережной, пешеходными мостами и велодорожками, яхт-клубами, деловыми центрами и жильем. На прибрежной площади сформированы концертная площадка на воде и амфитеатры с ресторанами, зимой используемые для хоккея и фигурного катания