Как из «Тавриды» делали «русский Burning Man»
В конце августа в Крыму прошел фестиваль «Таврида-Арт». Многие участники сравнили его с известным американским фестивалем Burning Man в пустыне Блэк-Рок в Неваде. Проектированием инфраструктуры для «русского Burning Man» в Крыму занималось московское архитектурное бюро Noor Architects. О том, как бухта Капсель рядом с мысом Меганом превратилась в одно из главных культурных пространств лета 2019 года, «РБК-Недвижимости» рассказал руководитель Noor Architects Михаил Беляков.
Фото инфраструктуры фестиваля с комментариями архитектора — под катом. Часть фото — Кристины Макеевой
— Я называю такой формат проектирования временным редевелопментом. Он отличается быстрой и кардинальной сменой функции территории и столь же стремительным возвращением ее в привычный вид. Это всегда очень гибкая и нестандартная работа. Вы создаете некое подобие поп-ап-проекта, но только в масштабе сотен или тысяч квадратных метров. Само строительство событийной инфраструктуры становится своеобразным представлением, а место, где все происходит, — сценой
— Место проведения подобных мероприятий должно моментально поражать и вызывать сильнейшие эмоции само по себе. Форум «Таврида» проходит уже в пятый раз, а в этом году — впервые на новой площадке. Бухта Капсель находится в самой южной точке Крыма. Мыс Меганом глубоко вдается в море и задерживает сильные ветра, создавая комфортные условия для отдыха. Рядом раскинулась открытая долина с захватывающим дух марсианским ландшафтом. Данное место как будто бы создано для чего-то одновременно грандиозного и далекого от повседневной жизни
— Рельеф долины является уникальным — со множеством складок, оврагов и сопок. Работать в таком месте очень непросто. Однако буквально обойдя все 55 гектаров пешком вместе с организаторами, мы нашли участки относительно ровные, которые можно приспособить для временных построек, при этом создав логичное разделение на жилые, общественные и рекреационные зоны, связанные между собой. Помимо этого, была проведена большая дендрологическая работа по сохранению местной флоры
— Если говорить о цифрах, то на этапе форума ежедневно ожидалось порядка 1 тыс. гостей, а в кульминационный момент фестиваля предполагаемое количество участников (в пиковой нагрузке) планировалось на уровне порядка 15 тыс. человек. В итоге за три дня «Тавриду-Арт» посетило около 92 тыс. человек. Площадка справилась с таким потоком, что говорит о верности выбора и подхода к взаимодействию с территорией
— Территорию «Тавриды» можно разделить на пять крупных функциональных зон: зону проведения мероприятий, зону для проживания гостей форума, зону для проживания почетных гостей, зону для пеших прогулок и размещения арт-объектов и сервис зоны
— Пространство было сформировано так, чтобы не стать «музейной территорией», а работать в качестве своеобразной лаборатории искусства под открытым небом в живописном месте. Мы оставляли свободные места для прогулок и масштабных арт-объектов, которые, по замыслу организаторов, должны были появляться в процессе работы форума. Это сделано для того, чтобы каждый мог почувствовать себя причастным к созданию и изменению пространства фестиваля. Мы дали людям необходимую базовую инфраструктуру и позволили самим формировать атмосферу вокруг
— В целях безопасности была огорожена территория проведения мероприятия, а также места, представлявшие опасность, например обрывы у моря
— В рамках работы с площадкой была сформирована зона временного проживания гостей мероприятия на 600 человек. Она включает деревянные панельные быстровозводимые дома, модульные здания администрации, объекты гигиены. Были предусмотрены места для отдыха, занятия йогой и костровые, которые выполняли функцию социальных хабов. В зоне временного проживания почетных гостей установлены модульные жилые объекты, кафе и здание администрации. В зоне проведения мероприятий оборудованы концертная и театральная площадки, шатры для мастер-классов, а также шатер-столовая. Также нами спроектированы база спасателей, зона штаба технического обеспечения и безопасности мероприятия