10 рисунков, которые изменили мировую архитектуру
Онлайн-журнал Architizer составил список из 10 рисунков, которые оказали самое значительное влияние на развитие мировой архитектуры или явились итогом глобальных изменений в строительстве своего времени.
В подборке — архитектурные гравюры и рисунки от итальянского Средневековья до российских 1990-х.
Этьен-Луи Булле — французский художник и архитектор XVIII века. Франция того времени — это эпоха классицизма. Булле в своих работах был как будто родом из века XX — многие из них стало технически возможно построить только 200 лет спустя. Одни из его самых известных архитектурных рисунков — проект кенотафа (мавзолея) Ньютона. По задумке Булле, кенотаф представляет собой сферу с перфорацией, через отверстия в куполе свет должен проникать внутрь мавзолея, создавая внутри карту звездного неба. В рисунке много символизма — фигурки людей и кипарисов, то есть природы, ничтожны перед бесконечностью Вселенной
Итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа скончался в 1916 году в возрасте 28 лет. Работал в стиле футуризма. За два года до смерти опубликовал «Манифест архитектуры футуризма» (Manifesto dell’architettura futurista) и создал серию проектных рисунков под общим названием La Citta Nuova («Новый город»). На одном из рисунков представлен, как сказали бы сейчас, транспортно-пересадочный узел — авиационный и железнодорожный вокзал с фуникулерами и лифтами. «Мы уже не принадлежим соборам и древним замкам, мы люди гранд-отелей, вокзалов, гигантских дорог, колоссальных портов, крытых рынков, торговых галерей, зон реконструкции и оздоровительной расчистки трущоб», — писал Сант-Элиа в своем манифесте
Французский архитектор Ле Корбюзье, оказавший самое больше влияние на развитие архитектуры в XX веке, в 1914 году разработал проект «Дом-ино» — жилой дом свободной планировки со стандартным каркасом для серийного производства. В этом проекте угаданы возможности железобетона и строительство из типовых элементов. Концепцию «Дом-ино» Корбюзье реализовал позже во многих своих постройках. Этой концепцией пользуются во всем мире и сегодня
Этот рисунок Ле Корбюзье опубликовал в книге-манифесте «Лучезарный город». Так у архитектора называется идея нового городского пространства. По его замыслу, город должен быть поделен на районы — деловой, транспортный, гостевой, жилой, складской, промышленный, и т. д. Ле Корбюзье указывал, что в основе «Лучезарного города» находятся четыре принципа: увеличение плотности населения; новые способы передвижения, включая метро; большое количество парков; попытка «разгрузить» центр города, куда стремится много людей. Похоже на современную Москву, не правда ли?
С начала 1960 годов в Британии выходил самиздатовский журнал Archigram, который выпускали архитекторы-визионеры. В этом журнале молодые архитекторы публиковали свои экстравагантные идеи в виде комиксов и коллажей. Автором проекта Plug-in-City выступил Питер Кук, который потом стал директором одной из ведущих лондонских школ архитектуры Burtlett. В утопической работе Plug-in-City Кук провозгласил, что «центром будущего станет объект потребления», а потому поставил себе задачу придумать город, в котором можно получать блага максимально комфортно и быстро, — город потребителей. Это и есть Plug-in-City
Бернар Чуми — архитектор-деконструктивист. В 1978 году Чуми опубликовал эссе «Удовольствие от архитектуры», в котором сравнил архитектуру с сексом. Позднее — в 1980-х годах — он опубликовал теоретический труд «Манхэттенские транскрипции», в котором исследуются взаимоотношения между событием, движением и пространством. Свои теоретические рассуждения Чуми проиллюстрировал несколькими историями, произошедшими на Манхэттене. На страницах книги Чуми выстроил три параллельные полосы-диаграммы: фрагментные фотографии, рисунки и отслеживающие передвижения персонажей линии. Эти диаграммы создают сложный урбанистический коллаж
Заха Хадид — первая женщина, которая получила престижную архитектурную Притцкеровскую премию. На творчество Хадид сильное влияние оказал советский авангардист, основатель супрематизма в живописи Каземир Малевич. Например, дипломный проект Хадид был трансформацией работы Малевича в 14-этажный отель над Темзой. В 1983 году она опубликовала проект спортивного клуба «Пик», который, по ее замыслу, может расположиться на холме над Гонконгом. Эта работа — полуабстрактный гибрид рисунка и живописи, а сам строительный проект не имеет связного тела. «Пик» является продолжением горы, на которой расположен. Эта художественная работа даже победила в международном конкурсе, но заказчик строительства обанкротился. В XXI веке Заха Хадид стала одним из самых модных и востребованных архитекторов. Она умерла в 2016 году
Леббеус Вудс — американский художник, архитектор, профессор-исследователь. Именно он создавал архитектурные миры в фильмах «Чужой 3» и «12 обезьян». Основное направление исследований Леббеуса Вудса — архитектура в кризисных состояниях. «Архитектура и война нераздельны. Архитектура — это война. Война — это архитектура. Я воюю со своим временем, историей, со всеми властями, застывшими в неподвижных и пугающих формах», — писал он в своих работах. Подобно Пиранези и Буле, Вудс создает собственные архитектурные идеи, воплощая их в рисунках. Один из них — «Архитектурные геомагнитные летательные аппараты», созданный под конец холодной войны
Александр Бродский и Илья Уткин — одни из самых ярких представителей направления «бумажная архитектура». Это концептуальное направление в России зародилось в 1970–1980-х годах и противопоставляло себя официальной советской архитектуре. Движение состояло из молодых архитекторов, которые создавали свои проекты только на листах ватмана, не предполагая когда-либо физического воплощения. Практически это не архитектура, а художественное произведение. Концептуалисты 1980-х не стремились к созданию утопических образов идеального будущего. К моменту расцвета «бумажной архитектуры» это «будущее» уже наступило, принеся разочарование и отвращение. «Бумажное» творчество было формой бегства от серой, унылой советской действительности в прекрасные миры, созданные богатым воображением образованных и талантливых людей, объясняется в статье на Archi.ru