Город,
15 апр 2019, 21:57
Свинец, шпиль и гаргульи: каким был Нотр-Дам де Пари до пожара
Читать в полной версии
Фото: JULIEN DE ROSA / EPA / ТАСС
В понедельник, 15 апреля, в Париже загорелся собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В храме велись реставрационные работы, которые и могли послужить причиной пожара. Из-за огня шпиль собора обрушился.
Рассказываем архитектурную историю одного из символов столицы Франции.
Готический собор в Париже начали строить в XII веке при Людовике VII. Собор было решено построить на месте первой христианской церкви Парижа — фундаментом для нового храма послужили камни романского кафедрального собора, который находился на этом месте. Южная и северная башни были достроены в 1240–1250-х годах
В XIII–XIV веках возведение собора продолжилось. Строительством руководило большое количество архитекторов, это привело к сочетанию в архитектурном ансамбле храма различных стилей. В XIV веке на свинцовой крыше собора установили шпиль, который был разрушен во время Французской революции в 1789 году
Архитектурно Нотр-Дам де Пари относится к готике. Главный фасад имеет три стрельчатых портала, над центральным из них — скульптурные панно с изображением Страшного суда. Выше над главным входом расположена роза (круг, заключенный в квадрат). Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий
Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м. В соборе 110 застекленных витражами окон
Крыша собора сделана из свинцовых плит толщиной 5 мм. Вес крыши составляет 210 т
В начале XIX века в соборе был коронован Наполеон Бонапарт вместе с супругой Жозефиной. К середине XIX века здание храма пришло в плачевное состояние. В 1841 году началась реставрация, ею руководил архитектор Виолле-ле-Дюка
Тогда же на крышу собора реставраторы вернули шпиль, сделанный из дубового каркаса и обшитый свинцом. Высота шпиля — 96 м
Готические каноны не предусматривают росписи — в соборе нет фресок. Единственное цветное украшение интерьера — витражные окна, которые отбрасывают разноцветные блики от солнечного света. Главным витражом собора является Северная роза диаметром 13 м, в центре которой — изображение Богоматери с младенцем, окруженное восемью лепестками
Собор практически не пострадал за период двух мировых войн. В конце XX века была проведена еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, а также вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок