Архитектор, который сказал нет Берии: в Москве поставят памятник Алабяну

В Москве установят памятник советскому архитектору, основателю Союза архитекторов, вице-президенту Академии архитектуры СССР Каро Алабяну. Такое предложение одобрила комиссия Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям. Памятник Алабяну предложено установить вблизи жилого дома № 2 по Малому Песчаному переулку в районе Сокол, сообщает «РИА Недвижимость».
Рассказываем в фотогалерее об архитектурном наследии Каро Алабяна.

Карьеру архитектора Каро Алабян начал в 1920-х годах в Ереване после учебы во ВХУТЕМАСе. В столице АССР Алабян возглавлял местный Госпроект и преподавал на архитектурном факультете республиканского политеха. В этот период при участии Алабяна в Ереване было построено несколько зданий. Среди них — клуб строителей (сегодня — Русский театр имени К. Станиславского) и жилой дом, который прозвали «шахматным» (на следующем фото)
В середине 1930-х годов Алабян принимал участие в разработке Генерального плана реконструкции Москвы — это комплексный документ, в котором было принято решение дополнить радиально-кольцевую структуру города новыми магистралями
Интересный факт: в 1939 году Алабян стал почетным гражданином Нью-Йорка. По проекту архитектора (совместно с Б. М. Иофаном) на Международной выставке в Нью-Йорке был построен павильон СССР. Макет этого павильона возведен и в Москве — в дни годовщины Октябрьской революции его разместили на улице Горького (Тверской)
В 1934–1940 по проекту Алабяна (в соавторстве с В. Н. Симбирцевым) в Москве было построено здание Центрального театра Красной армии (сейчас — Центральный академический театр Российской армии). Сооружение выполнено в форме пятиконечной звезды. В годы войны Алабян возглавлял спецмастерскую по разработке планов маскировки промышленных и военных сооружений
После войны Алабян руководил архитектурным восстановлением Сталинграда (Волгограда), он был разработчиком генплана города. Как председатель комиссии, которая должна была заниматься восстановлением городов, разрушенных войной, Алабян также занимался проектированием восстановления Крещатика в Киеве
В 1954 году по проекту Алабяна открылся наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская». У входа в вестибюль — скульптура «Рабочий-дружинник», одним из авторов которой также является Каро Алабян
Значимой постройкой Алабяна 1950-х годов называют морской вокзал Сочи. Несмотря на то что вокзал со шпилем напоминает здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, это — яркий образец советского монументального классицизма. Стиль характеризуется устремленностью зданий ввысь, присутствием множества скульптур, использованием в отделке и оформлении интерьеров мрамора и лепнины. В 2000-х годах вокзал был реконструирован
После войны Алабян посмел публично сказать нет Лаврентию Берии. Это произошло на одном из совещаний, где обсуждались вопросы строительства высоток, которые потом назвали сталинскими. Алабян в присутствии Берии утверждал, что все это показуха, рассказала его дочь в одном из интервью. По ее словам, отец высказывался за «расселение клоповников и строительство не очень дорогого, но нормального жилья». Берия выступал за строительство высоток, считая, что богато украшенные здания при этом будут экономичными. Спор на совещании пошел на высоких тонах. «Вскоре вышел приказ Сталина освободить Алабяна от занимаемых больших должностей, папу обвинили в космополитизме», — вспоминала дочь. За Алабяна тогда вступился Анастас Микоян (они вместе воевали во время Гражданской войны), который отправил архитектора назад в Армению. После смерти Сталина Алабян вернулся в Москву. Последней московской работой Алабяна считается проектирование жилой застройки в районе Химки — Ховрино (строительство жилья здесь развернулось в 1960-х годах)