Мнения, 07 сен 2018, 14:47
Виктория Камлюк

High Line и «Зарядье»: что общего в двух новых парках Москвы и Нью-Йорка

Читать в полной версии

Прошлым летом я проводила отпуск в Нью-Йорке, и мне как специалисту в сфере недвижимости было интересно посмотреть, каким образом городское пространство организовано в одном из крупнейших мегаполисов США. Самым запомнившимся объектом стал парк High Line, открытый в 1993 году. На мой взгляд, он имеет много общего с «Зарядьем».

High Line совсем не похож на то, что мы привыкли подразумевать под словом «парк»: здесь нет густо посаженных деревьев, лужаек и прудов. Парк создан на месте надземной железной дороги и находится на высоте порядка 10 м от поверхности земли. Железная дорога не использовалась по назначению с 1980 года, и власти города решили начать ее реконструкцию в 2006-м. Строительные работы продолжались 12 лет: аллея постоянно расширялась, открывались новые участки вдоль разных улиц Нью-Йорка.

На сегодняшний день парк представляет собой длинную аллею протяженностью 2,3 км, вдоль которой произрастают разные виды необычных растений. Кроме того, парк включает в себя развитую общественную зону: скамейки, арт-объекты.

High Line (Фото: Christian Reister/Globallook)

По такому же принципу создано «Зарядье»: парк расположен в историческом центре Москвы на месте стоявшей здесь гостиницы «Россия». Здесь также высажено много растений, призванных показать все природные зоны России. Прогуливаясь по парку, посетитель может увидеть тундру, тайгу, лиственный лес, луг в миниатюре. На территории «Зарядья» много зон отдыха.

«Зарядье» (Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press)

Магнит для туристов

Оба парка как магнит притягивают к себе туристов, приехавших в мегаполисы. Прогуливаясь по High Line, чаще всего встречаешь людей с фотоаппаратами и рюкзаками. Им здесь нравится: путь туристов проложен по одному простому маршруту, поэтому они не рискуют пройти мимо самых интересных мест. По ходу движения возникают так называемые view point: обзорные площадки с открывающимися красивыми видами. Здесь люди фотографируются и делятся снимками в соцсетях.

High Line (Фото: Christian Reister/Globallook)

Центр притяжения туристов «Зарядья» — «парящий мост», который, кажется, никогда не пустует — всегда есть желающие подняться на него и сфотографироваться.

Культурный досуг

High Line и «Зарядье» привлекательны не только тем, что в них можно побродить среди красивых растений. Они предлагают посетителям культурные и образовательные программы. С помощью лифтов из High Line быстро перемещаешься в Whitney Museum, где регулярно проводятся выставки современного искусства и разные культурные мероприятия. В «Зарядье» есть Подземный музей, работающий постоянно и посвященный истории Москвы, а также информационный центр, организующий временные выставки, лекции и т. д.

«Зарядье» (Фото: Sergey Kovalev/Global Look Press)

Общепит и торговля

С точки зрения стрит-ретейла, непосредственно сами парковые пространства не рассчитаны на шопинг или общепит. Бюджетных магазинов одежды и товаров, фаст-фуда здесь нет. Бизнес в «Зарядье» представлен рестораном «Восход» и гастрономическим центром, открытым известным ресторатором Александром Раппопортом. Концептуально оба проекта иллюстрируют гастрономическое разнообразие постсоветского пространства: в фудмаркете можно поесть блюда по рецептам кухни российских регионов, а в ресторане — стран бывшего СССР.

High Line (Фото: Richard B. Levine/Globallook)

В High Line точки общепита, кафе с верандами находятся за территорией парка, под железной дорогой, и чтобы попасть туда, нужно спуститься вниз. Спуски организованы с некоторым интервалом. В самом парке посетители могут перекусить мороженым, а плотно поесть — в кафе в Whitney Museum, наслаждаясь видами с веранды на крыше.

Историческое прошлое

Это все о сходствах. Есть и отличия, и одно из них принципиально важное. В High Line остались железнодорожные рельсы — некий элемент истории, напоминающий о том, что здесь было расположено долгое время. И хотя железная дорога — это не достояние архитектуры, но она органично сочетается с бывшей транспортной системой. Дорога и парк дополняют друг друга и вместе доносят важную мысль о переходе в будущее без отказа от прошлого.

«Зарядье» (Фото: Konstantin Kokoshkin/Global Look Press)

В царское время на месте «Зарядья» располагались нижние торговые ряды, а в советское время — гостиница «Россия». От прошлого здесь практически ничего не осталось.

Об авторах
Виктория Камлюк директор направления стрит-ретейла Knight Frank
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное