Мнения, 29 июн 2018, 13:40
Виктория Камлюк

Феномен Никольской: как чемпионат мира по футболу изменил бизнес улицы

Читать в полной версии

Афоризм «Москва никогда не спит» стал особенно актуальным в период проведения чемпионата мира. Недавно моя знакомая поделилась видео, на котором в четыре утра толпа людей танцует на Кузнецком Мосту под хит группы «Чиж и Ко». Футбольные фанаты, туристы из регионов и москвичи заполонили на период мундиаля основные пешеходные улицы, но, безусловно, чемпионом по посещаемости стала Никольская. На ней постоянно происходят тусовки, перформансы, люди поют песни, бьют в барабаны, танцуют, а в соцсетях число фотографий и видео с хештегом #никольская увеличивается как снежный ком.

Раньше Никольская не была столь популярной — москвичи и гости столицы местом для гуляний выбирали Арбат, Пятницкую, Тверской бульвар. И средоточие фанатов на Никольской возникло случайно — перед началом чемпионата первые приехавшие болельщики шли на Красную площадь, которая была на тот момент закрыта после празднования Дня России. Развернувшись, фанаты оседали в барах и ресторанах ближайшей к Красной площади улице.

Сейчас для многих рестораторов Никольской пробил звездный час. Один из наших клиентов уже сейчас прогнозирует трехкратное увеличение прибыли на время проведения чемпионата. Другой арендатор говорит о том, что раньше в день к нему заходило 3 тыс. посетителей, сейчас — 10 тыс. Однако средний чек упал в два раза: клиенты в основном заказывают коктейли и алкогольные напитки. На отдаленных от Красной площади улицах эффект чемпионата практически незаметен: один из владельцев пивбаров рассказал о том, что в заведении на Петровке выручка увеличилась на 20%, а в баре на Большой Никитской никак не изменилась. Другой оператор общепита, у которого 200 заведений по всей Москве, отмечает, что, кроме Никольской и Большой Дмитровки, увеличения выручки в его точках нет.

В центре Москвы хорошо себя чувствуют фаст-фуды, бургерные — иностранцы охотнее покупают привычную им еду. Рестораны традиционной кухни со средним чеком от 3 тыс. руб. отмечают, что в прошлом году в летний период наблюдался традиционный отток посетителей. С наступлением чемпионата сезонный эффект оказался нивелирован.

В целом хорошо отреагировала на мундиаль Петровка, но в большей степени из-за того, что там расположены пивные бары. С уходом музыкантов, художников и прочей творческой богемы Арбат начал увядать, но мундиаль также вдохнул в него жизнь — выручка у заведений общепита выросла в среднем на 20%. На Новом Арбате ситуация изначально была получше — город установил там инсталляции, скамейки, проводит разные мероприятия, народу на улице постоянно много и за счет болельщиков трафик здесь серьезно не вырос. В заведениях с телевизорами выручка оказалась выше на 10%, чем в аналогичных точках без экранов.

Вместе с нахлынувшим потоком гостей чемпионата у рестораторов добавилось хлопот: возникают сложности в обслуживании большого числа клиентов, в «Азбуке вкуса», например, посетителей впускали «порциями», чтобы не создавать толпу. Из соображений безопасности многие бары убрали с улиц веранды и стали закрывать на ночь заведения. Поскольку, помимо фанатов, в городе появились «гуляки», которые ходят ночью со своим алкоголем и потенциально могут устроить дебош.

Как это часто бывает, аналогичные ситуации для одних бизнесов создали возможности, а для других — ограничения. Безусловно, все арендаторы Никольской понимают, что спустя месяц гости уедут и жизнь их бизнеса вернется в привычное русло. Но чемпионат мира по футболу дал мощный стимул по преобразованию улицы, сейчас она меняет свой статус. Ранее Никольская была одной из десяти улиц, которые пережили реконструкцию. Теперь она превращается во второй Арбат. Запомнившись многим гостям Москвы как тусовочное место, в будущем Никольская может стать одной из ключевых прогулочных улиц для туристов и москвичей.

Об авторах
Виктория Камлюк директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное