Жилье, 11 мая 2018, 15:09

Волна непопулярности: в Подмосковье упал спрос на коттеджи

Покупателей интересуют только дома с коммуникациями, отделкой и мебелью, а таких предложений мало
Читать в полной версии
Фото: Артур Лебедев/ТАСС

Рынок загородной недвижимости пока не может окончательно оправиться от кризиса. Спрос на дома за несколько лет значительно снизился. Предложений сейчас много и на первичном, и на вторичном рынке, но самые ликвидные из них вымываются, а новые проекты поселков не выходят.

Эксперты рынка рассказали «РБК-Недвижимости» о том, что еще происходит на загородном рынке, можно ли ждать летнего оживления и по каким ценам предлагаются дома.

Бывшие фавориты

Спрос на загородные объекты в Подмосковье за пять лет сократился на 28%, и ранее популярные коттеджи больше не являются хитами на рынке загородного жилья. К такому выводу пришли аналитики компании «Инком-Недвижимость», оценив продажи на первичном рынке за последние пять лет.

В первом квартале 2018 года там было заключено 3,3 тыс. сделок. Основная их часть — 60% — пришлась на участки без подряда (УБП). 24% покупателей выбрали квартиру в малоэтажном доме (МЖД), 7% — таунхаус. Коттеджи составили лишь 5% продаж, что стало антирекордом за последние пять лет. Число сделок с ними снизилось в 4,2 раза — с 691 до 165 покупок. Меньшей популярностью пользуются только дуплексы (4% сделок), которые остаются нишевым форматом, отмечают аналитики.

«Росту спроса не способствовала плохая погода в феврале и марте, так как снизилось количество просмотров из-за снежной и морозной погоды. Однако мы ожидаем, что раннее начало климатического лета позволит увеличить продажи по итогам мая», — считает управляющий директор «Метриум Премиум» Илья Менжунов.

Без ремонта не предлагать

Покупателям интересны коттеджи, но только с отделкой от застройщика, отмечают в свою очередь аналитики компании «Метриум»: восемь из десяти клиентов хотят приобрести дом с хорошим ремонтом по готовому дизайн-проекту. Более того, многие покупатели даже рассчитывают на меблировку и оснащение современной бытовой техникой.

«Для покупателей, которые сегодня готовы потратиться на загородный дом, важно, чтобы их жилье находилось в высокой степени готовности, было построено из качественных материалов, имело разумный метраж, грамотную планировку, но такие лоты на рынке сейчас в большом дефиците», — рассказал руководитель аналитического центра «Инком-Недвижимость» Дмитрий Таганов.

Объект, которым сегодня может заинтересоваться покупатель, должен быть максимально готовым и беспроблемным, подтвердила руководитель отдела продаж городской и загородной недвижимости офиса «На Киевской» компании «Миэль-Сеть офисов недвижимости» Светлана Вольская.

«Если дом, то «заезжай и живи», никаких ремонтов и переделок никто производить не хочет. Если участок, то обязательно высоколиквидный, в полностью готовом и отстроенном поселке, непременно со всеми подведенными коммуникациями. Нет желающих ждать, например, подведения газа, заниматься какими-то бюрократическими задачами. И высокая ликвидность должна сочетаться с максимально доступной ценой», — рассказала эксперт.

На вторичном рынке ситуация похожая — интерес покупателей к старым домам угасает, и подобное предложение можно реализовать, только если провести в нем хороший ремонт.

Рынок без новинок

С начала 2018 года на подмосковном рынке не появилось ни одного нового поселка. Эксперты отмечают, что рынок до конца не восстановился от кризисных ударов, не способствует улучшению и напряженная ситуация в международной политике и в российской экономике. Всего в первом квартале в Московской области велась реализация порядка 40 поселков с 890 домовладениями.

«Поворотным моментом стал 2014 год, принесший новую волну кризиса: финансовые трудности не способствуют созданию проектов с застройкой, и сейчас коттеджи занимают лишь 7% ассортимента на загородном рынке. В такой ситуации сокращение спроса в массовых сегментах естественно: покупателям просто не из чего выбирать» — пояснил Дмитрий Таганов.

Однако низкая активность застройщиков создает предпосылки для восстановления рынка, уверены аналитики «Метриума» — существующий объем предложения постепенно сокращается. За январь — март число домовладений в продаже снизилось на 13%. Но в скором времени ситуация может поменяться: сейчас готовятся новые масштабные проекты.

Гонка скидок

Чтобы увеличить объем продаж, девелоперы порой предоставляют значительные скидки на дома — до 15–20%. По словам Светланы Вольской, продажи на загородном рынке сейчас идут по принципу «кто дал больший дисконт, тот и продал».

Средняя цена предложения в формате коттеджей составляет 32,5 млн руб., что лишь на 2% превышает значение 2013 года — 31,9 млн руб. А средняя стоимость их реализации выросла за пять лет на 62% — с 13,5 млн руб. до 21,9 млн руб., отмечают в «Инком-Недвижимости». Это, по мнению экспертов, свидетельствует о вымывании дешевых предложений и нехватке объектов с оптимальными качественными характеристиками.

Главное