Пляж и пагоды: как выглядит Москва в новом фильме по книге Лукьяненко
Читать в полной версии
В конце мая на российские киноэкраны выйдет фильм «Черновик» по одноименному роману писателя-фантаста Сергея Лукьяненко. В фильме главный герой, молодой москвич Кирилл, становится таможенником между несколькими параллельными мирами. В каждой из реальностей Кирилл попадает в новую версию Москвы, узнаваемую и похожую на земную, но значительно изменившуюся с течением альтернативной истории.
Как автор, художники и режиссер истории о путешествии между параллельными мирами видят альтернативную Москву — в материале «РБК-Недвижимости».
Земля: Москва домашняя
Порталом между параллельными мирами в книге и фильме послужила старая водонапорная башня. В книге башня находилась в 15 минутах ходьбы от метро «Алексеевская», однако авторы фильма переместили ее на Софийскую набережную, недалеко от Васильевского спуска. «Там очень удобный пустырь прямо напротив Кремля, — пояснил «РБК-Недвижимости» режиссер «Черновика» Сергей Мокрицкий. — С этого места и ракурса любой зритель сразу узнает Москву, даже из другой реальности». «В фильме мелькают и другие локации, например «Москва-Сити». Однако акцент сделан все-таки на Кремле, потому что это самое знаковое место столицы», — подчеркнул супервайзер по компьютерной графике Илья Торопов
Кимгим: Москва безреволюционная
Первый параллельный мир, в который Кирилл открыл дверь из таможенной башни, — Кимгим, мир вечной зимы и технологий уровня XIX века. По фильму, в России на Кимгиме не произошла революция 1917 года, следовательно — не образовался СССР, не было массовой индустриализации, строительства метро, гонки вооружений, космической программы и так далее. А еще на Кимгиме нет нефти
Кимгим: Москва безреволюционная
Разница в политической и научной истории привела к архитектурным и градостроительным отличиям Москвы в двух мирах. В Кимгиме столичный Кремль остался белокаменным, и его башни венчают двуглавые орлы; а маркерными объектами транспортной инфраструктуры города стали не привычные нам станции метро, а вокзалы городских поездов и стыковочно-посадочные башни для маршрутных дирижаблей и частных махолетов
Кимгим: Москва безреволюционная
Согласно ранним концептам, Кимгим — мир темный, мрачный и затянутый смогом — как «земная» Москва, которую герой покинул за день до этого. Однако в процессе работы над фильмом концепция была пересмотрена. «Переработанный» Кимгим сменил атмосферу, стал ярким и праздничным. «Это мир — рождественская открытка, спокойный, веселый. Он приятен Кириллу, в нем герой может отдохнуть — но этот мир все-таки отличается от дома, в нем не хочется задерживаться», — рассказал Мокрицкий
Заповедник: Москва курортная
Следующая дверь вела в Заповедник — мир-курорт, где, согласно книге, природы никогда не касалась рука человека. В фильме концепция Заповедника изменена: это населенный мир, где во главу угла поставлена забота о природе. Поэтому здесь Москва — курортный город, а Кремль — обвитый зеленью санаторий. Это красивый, умиротворенный и романтичный мир, «мир для двоих», как назвал его режиссер. И именно здесь, кстати, получает развитие романтическая линия главного героя
Заповедник: Москва курортная
Интересно отметить, что первоначально в Заповеднике предполагалось нарисовать не такой Кремль, каким мы знаем его сегодня, а Большой Кремлевский дворец по проекту архитектора Баженова. «Поскольку мы люди не только культурные, но еще и образованные, решили добавить в картину интересную историческую отсылку. История на Заповеднике развивалась иначе, чем на Земле, так что баженовский Кремль там вполне мог существовать», — рассказал Мокрицкий
Нирвана: Москва вечносоветская
Следующая дверь, которую открыл Кирилл, вела в мир под названием Нирвана — мир, где растения выделяют наркотические вещества, дающие чувство вечной эйфории и притупляющие волю. «Каркасно-щитовые домики, грязноватые стекла в окнах, покосившиеся серые заборчики — все было той унылой серости, что царит в российских селах по весне. Чахлые огородики — казалось, даже морковка в них должна вырастать бурой или белесой, развешенное на веревках белье — той же пыльной окраски. <…> А здесь прописалась унылая серость, особенно поразительная на фоне яркой, цветущей природы», — описал Лукьяненко поселок, представший перед Кириллом
Нирвана: Москва вечносоветская
Авторы перенесли действие из абстрактного мира-захолустья в Россию: по фильму в Нирване не было перестройки и развала СССР. Однако антураж, придуманный Лукьяненко, создатели фильма оставили неизменным: новые дома на площади построены из криво сколоченных хлипких досок, а старые здания — стены и башни Кремля, Исторический музей, собор Василия Блаженного — обветшали и покрылись многолетней пылью. «Мы видим, что могло бы произойти, если бы наша история развивалась немного по-другому», — отметил Мокрицкий
Аркан: Москва футуристичная
Аркан — последний параллельный мир, куда попал Кирилл, — единственная в «Черновике» альтернативная реальность, в которой Москва существует не только по фильму, но и по книге. Знаковые городские объекты в Москве на Земле и Аркане совпадают, однако столицы в этих двух мирах не идентичны друг другу. Аркан опережает Землю в развитии. В фильме он представлен как мир недалекого будущего, в котором основные политические, социальные и научные тенденции, происходящие сейчас на Земле, получили яркое воплощение. «Аркан — это лоскутный мир, объединяющий все то, что сегодня в нашем мире считается лучшим», — уточнил супервайзер по компьютерной графике Илья Торопов
Аркан: Москва футуристичная
Отличия в истории и развитии не могли не проявиться в облике города. По фильму, в Москве из параллельного мира смешались архитектурные традиции России и Китая. У подавляющего числа зданий (в том числе и у башен Кремля) появились, например, двускатные крыши с приподнятыми свесами на концах. Восточные черты приобрел и «Москва-Сити»: помимо чисто фасадных изменений, количество и высота небоскребов в деловом центре увеличились, чтобы дать больше жилья и офисов для перенаселенной столицы. Кроме того, в альтернативной Москве много китайских буддистских храмов, однако они, по традициям православного зодчества, белокаменные и златоглавые. При этом пагоды не вытеснили собой православные храмы и церкви, а мирно соседствуют рядом с ними. Транспортная система в параллельном мире также стала более разнообразной и удобной для жителей Москвы