Наследие под землей: какие станции московского метро признаны памятниками
Три станции московского метро — «Белорусская», «Киевская» и «Комсомольская» — включены в государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения, сообщает официальный портал столичной мэрии. По закону это значит, что их исторический облик нельзя изменять, а любые работы по ремонту и реставрации могут проводиться только после согласования со столичным департаментом культурного наследия.
Очередность включения станций Кольцевой линии в реестр выбирали сами москвичи при помощи голосования на платформе «Активный гражданин» летом прошлого года. В московском правительстве обещают, что до конца 2018 года охранный статус получат все станции Кольцевой линии.
«РБК-Недвижимость» рассказывает, какие станции столичной подземки уже признаны памятниками культурного наследия.
Станция «Красные Ворота» построена по проекту архитектора-неоклассика Ивана Фомина. Именно здесь впервые применена пилонная трехсводчатая конструкция глубокого заложения, которая впоследствии стала использоваться при строительстве других станций столичного метрополитена. Станцию «Красные Ворота» открыли в 1935 году, а два года спустя она была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже
Станция «Автозаводская», построенная по проекту архитектора Алексея Душкина, открыта в 1943 году. Именно здесь впервые появились мраморные колонны и полы, полностью выполненные из гранита. Впоследствии такие материалы стали применять повсеместно. Стены платформы украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны». В 1946 году Душкин получил за проект станции Сталинскую премию 2-й степени
Станция «Бауманская» построена по проекту архитектора Бориса Иофана в 1944 году. Согласно первоначальному замыслу, оформление станции предполагалось посвятить восстанию Спартака. Именно поэтому зал украшали мраморные пилоны со скульптурами гладиаторов, однако впоследствии их заменили фигурами советских военных, летчиков, героев труда. В честь победы СССР в Великой Отечественной войне торцевую стену украсили мраморным панно с изображением знамен и профилей Сталина и Ленина
Станция «Партизанская», созданная по проекту архитекторов под руководством Бориса Виленского, открылась для пассажиров в 1944 году. Основной мотив станционного декора — партизанское движение. Стены и колонны украшены барельефами с изображением советского оружия, в зале установлены скульптуры главных героев сопротивления — Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина работы скульптора Матвея Манизера
Станция «Кропоткинская», созданная по проекту архитекторов Алексея Душкина и Якова Лихтенберга, открылась для пассажиров в 1935 году. Поскольку она располагалась рядом с будущим Дворцом Советов, строительство которого началось на месте снесенного храма Христа Спасителя, станционный зал был задуман как подземный вестибюль Дворца. Отсюда — его подчеркнуто торжественное урбанство: высокие и легкие несущие колонны из светлого мрамора с вмонитированными светильниками, пол из розового и серого гранита, сводчатые потолки
Станция «Маяковская» построена по проекту архитектора Алексея Душкина. Свод станции, выполненной в стиле ар-деко, украшен мозаиками, выполненными по эскизам художника Александра Дейнеки. В 1939 году проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. «Маяковская» имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения. Станция открыта 11 сентября 1938 года
Станция «Новокузнецкая» построена по проекту архитекторов Ивана Таранова и Надежды Быковой и выполнена в стиле неоклассицизма. Основной сюжет художественного оформления — военные победы советского народа. Так, мраморные стены украшают щиты с профилями великих русских полководцев — Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и других. «Новокузнецкая» открыта в 1943 году. Три года спустя проект станции был удостоен Сталинской премии I степени
Станция «Павелецкая», спроектированная архитекторами Николаем Колли и Игорем Кастелем, была открыта в 1950 году. Стены зала украшены кубическими пилонами из светлого и коричневого мрамора с коринфскими капителями. Главным элементом художественного оформления станции является большое мозаичное панно на тему единства советских рабочих и крестьян работы Павла Корина
Станция «Семеновская», спроектированная архитектором Самуилом Кравецом, открыта в 1944 году. Главная тема художественного оформления зала — военная мощь советской армии. Потолок и стены украшают барельефы с изображением танков, самолетов, холодного и огнестрельного оружия, фигур солдат. В 1944 году здесь была установлена скульптура Георгия Лаврова «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!»
Одна из первых станций Московского метрополитена. Построена по проекту группы архитекторов под руководством Николая Колли и открыта в 1935 году. Станционный зал украшают массивные пилоны из светлого мрамора, пол выложен серым и розовым гранитом. В 1947 году на станции — впервые в Московском метрополитене — появилось люминесцентное освещение
Станция «Электрозаводская» построена по проекту группы архитекторов под руководством Владимира Щуко и открыта в 1944 году. Главная тема оформления зала — героический труд советского народа. На барельефах, украшающих мраморные стены, изображены заводские рабочие, строители, железнодорожники, колхозники и другие герои-стахановцы. Свод центрального зала обрамляют 318 сферических светильников
«Университет» — самая молодая станция из попавших в реестр объектов культурного наследия. Она была построена по проекту группы архитекторов под руководством Ивана Таранова и открыта для пассажиров в 1959 году. Облик станции выдержан в модернистском духе, в светлых тонах и без малейшего декора: пилоны станционного зала облицованы бежевым мрамором, пол выложен серым и розовым гранитом