Дизайн,
11 окт 2017, 14:00
Минувшее будущее: как выглядит архитектура в классических антиутопиях
Читать в полной версии
Фото: Кадр из фильма «Бегущий по лезвию 2049». Columbia Pictures / ZUMAPRESS.com / Globbal Look
Шестьдесят лет назад, 10 октября 1957 года, в печать вышла антиутопическая книга американской писательницы русского происхождения Айн Рэнд «Атлант расправил плечи». Этот роман был неоднозначно воспринят современниками, однако стал очень популярен десятилетия спустя и многократно попадал в топы как официальных, так и читательских рейтингов бестселлеров.
Жанр популярен и сегодня: 5 октября 2017 года на экраны вышел фильм «Бегущий по лезвию 2049» — продолжение оригинальной антиутопии в стилистике киберпанка «Бегущий по лезвию», которой в этом году исполняется 35 лет.
Миры всех антиутопий обладают схожими чертами, среди которых — повсеместный контроль правительства или другой главенствующей в стране структуры, многолетнее навязывание идеологии и переписывание фундаментальных ценностей общества. Одним из инструментов, обладающих всеми названными качествами (долголетие, фундаментальность, прочность), является архитектура. Как при помощи зданий и городских пространств осуществляется идеологическая пропаганда, а также отражаются состояние и настроение общества — на примере классических антиутопий ХХ века в материале «РБК-Недвижимости»
«Атлант расправил плечи»
«Атлант расправил плечи» — редкий для антиутопий пример использования архитектуры для противостояния государственной идеологии. Здание корпорации Taggart Transcontinental Railroad, принадлежащее главной героине романа, продолжает стоять, несмотря на хаос, охвативший социалистическую Америку в книге. Это отражает главенство индивидуального над коллективным, в которое верила автор романа Айн Рэнд. Реальным прототипом корпорации стало офисное здание Helmsley Building высотой 172 м, принадлежащее Центральной железнодорожной компании Нью-Йорка
«Атлант расправил плечи»
Роман оказал настолько сильное влияние на сознание современников, что породил новое общественно-философское движение «объективизм». Символом движения стала статуя Атланта, установленная в Рокфеллер-центре в 1937 году (за 20 лет до выхода книги). Рокфеллер-центр включает в себя ансамбль из 14 небоскребов, самый большой из которых имеет 70 этажей (266 м) в высоту
«Бегущий по лезвию»
Архитектурной доминантой городского ландшафта Лос-Анджелеса в фильме «Бегущий по лезвию» являются две пирамиды транснациональной корпорации Tyrell. Своими размерами они намекают на современные небоскребы и слишком большую власть бизнес-компаний. В то же время штаб-квартира Tyrell оформлена в виде пирамид, возведенных древним народом майя для кровавых жертвоприношений. Таким образом, фильм намекает на рабское положение и незначительность обычных граждан перед лицом бизнес-корпораций
«Бегущий по лезвию»
В мире «Бегущего по лезвию» население планеты значительно увеличилось, и каждый город стал скоплением гигантских небоскребов. Такое положение создает и подкрепляет ощущение серой массы, индивидуальность людей теряется в огромной толпе. Для рекламы и развлечения в Лос-Анджелесе будущего используются медиаэкраны в половину фасада небоскреба. Они помогают снимать напряжение в толпе и продвигают товары — оба пункта крайне полезны для правящих миром корпораций
«1984»
Медиаэкраны были главным механизмом пропагандистской машины и в другой классической антиутопии — романе «1984» Джорджа Оруэлла. Огромные «телекраны» со скрытыми камерами были установлены на всех городских пространствах и в каждой квартире. Кроме этих мониторов, обстановка в квартирах была крайне скудной. На такое интерьерное решение власти в «1984» пошли намеренно: в людях, лишенных базового комфорта, легче поддерживать преклонение и страх перед всевидящим «большим братом»
«1984»
В Лондоне Оруэлла основным элементом городского пространства стали видные отовсюду пирамиды Министерств. На пирамидах были изображены постоянно находящиеся на виду и оттого въедающиеся в сознание идеологические постулаты. Кроме того, как и в «Бегущем по лезвию», гигантские пирамиды намекают на рабовладельческий строй, а огромные экраны позволяют контролировать безликую толпу
«Мы»
В классической антиутопии русского писателя Замятина «Мы» люди живут в огромном городе-государстве, отделенном от остального мира «Зеленой стеной». Люди унифицированы: носят одинаковую одежду, имеют номера вместо имен и проводят свой день по единому расписанию. Унификации и соблюдению законов способствует тот факт, что дома в городе сделаны из стекла и люди могут наблюдать друг за другом
«Мы»
Стеклянные дома имеют также несколько смысловых значений. Горожане живут в мире, который воплощает навязанные им мечты — буквально в хрустальном замке. Но баланс и благополучие в их жизни неустойчивы — хрупкие, как стекло. Кроме того, книга была написана в 1920 году, и, вероятно, автор пытался в гротескной форме передать свое видение и предсказать будущее молодой советской России