Эволюция стрит-ретейла: как меняются торговые улицы Москвы
В Москве продолжаются процессы перепрофилирования, изменения ценового диапазона ряда торговых улиц и активный рост доли операторов общепита. Такие выводы сделали аналитики консалтинговой компании RRG, проанализировав структуру арендаторов основных торговых коридоров в столице.
«Данные улицы становятся более концептуальными, модными и динамичными: центр города и потребительские стратегии постепенно приближаются к мироощущению западных мегаполисов. Жители и гости Москвы начинают активнее взаимодействовать с городским пространством. Улица — больше не транзитная зона из точки «а» в точку «б», а место действия», — рассказала «РБК-Недвижимости» руководитель департамента коммерческой недвижимости RRG Светлана Ярова.
Происходит ценовое перепрофилирование улиц. Так, по словам Светланы Яровой, Петровка уравняла себя в ценовом позиционировании со Столешниковым переулком, а Кузнецкий Мост утратил премиальный и люксовый статус, сконцентрировав на себе общепит и демократичные узнаваемые бренды. На центральных улицах Москвы порядка 50% действующих торговых точек занято операторами сегмента кафе и ресторанов. «Мы наблюдаем настоящий бум экспериментальных концептов общепита, непривычных для российского потребителя кухонь и развитие различных форматов заведений», — говорит Светлана Ярова.
О том, как изменились главные торговые улицы, смотрите в подборке «РБК-Недвижимости».
Патриаршие пруды являются основной московской площадкой для гастрономических экспериментов: именно здесь открываются самые модные пищевые концепты, отмечают аналитики RGG. Доля общественного питания в указанной локации составляет 46%, на втором месте — салоны красоты (25%), на третьем — одежда (14%). Район Патриарших прудов аналитики компании ограничивают Большой и Малой Бронными улицами, Большим и Малым Козихинскими переулками, Большим Патриаршим, Большим Палашевским и Сытинским переулками
В результате благоустройства этого района (ограничен Кузнецким Мостом, Пушечной, Камергерским переулком и отрезком Рождественки) выросло число операторов общепита. Их доля от общего числа торговых точек составляет 57%, доля fashion-операторов — 19%, ювелирные изделия и аксессуары — 13%. Бутики модной одежды, наоборот, уходят. Теперь этот формат можно отнести к категории «средний плюс», считают в RGG. В целом до пересечения с Рождественкой Кузнецкий Мост является шумным, «тусовочным» коридором с развитым сектором общепита. Далее, по мере приближения к площади Воровского, улица становится более респектабельной, деловой и спокойной
Петровка окончательно уравняла себя в ценовом позиционировании со Столешниковым переулком. Операторы люксового сегмента выбирают данный коридор в силу расположения поблизости ЦУМа, возможности проезда на автомобиле, сформировавшегося соседства брендов. Петровка отняла премиальный и люксовый статус у Кузнецкого Моста, на который пришли демократичные, но узнаваемые бренды. Петровку поделили три основных торговых сегмента: ювелирные изделия и аксессуары — 29%; одежда и обувь — 29%; общественное питание — 28%
После реконструкции Нового Арбата, которая включала расширение тротуара, создание зон отдыха, реорганизацию паркинга, появилось множество новых точек общепита различных концепций — 58% от всех арендаторов. Следующими по количеству действующих точек идут салоны красоты — 14%
В сфере общественного питания представлено более половины всех действующих операторов на Арбате — 59%. Вторыми по занимаемой доле идут операторы сувенирной продукции, ювелирных изделий, аксессуаров — 20% от общего числа. В коридоре представлены единичные операторы сегмента одежды и обуви
На дальнейшее развитие улицы будет влиять реконструкция Лубянской площади. Согласно проекту, основная часть площади станет пешеходной, ее озеленят и превратят в зону отдыха, появятся дополнительные пешеходные переходы, прогнозируют специалисты RRG. Сейчас вдоль Третьяковского проезда сосредоточены бренды высокого ценового сегмента. На самой Никольской, ближе к станции метро «Площадь Революции», расположены бренды сегмента масс-маркет. На ресторанной части улицы разместились операторы фаст-фуда и недорогие рестораны. За счет Третьяковского проезда сегмент одежды и обуви превысил общепит на 7% и составил 38%. Достаточно высокую долю в рассматриваемом коридоре занимают ювелирные изделия и аксессуары — порядка 15%
Важной особенностью улицы является четкое деление на два коридора, каждый из которых имеет свой характер и специализацию: участок от Бульварного кольца до Садово-Спасской и участок, тянущийся от Бульварного кольца вниз, к Лубянке, говорит Ольга Ярцева. В рассматриваемой локации Мясницкой улицы, Банковского и Кривоколенного переулков преобладают заведения различных концепций общепита — 66% от общего числа всех операторов. Внутри Бульварного кольца улица развивается как гастрономическая, как место встреч, активной ночной жизни. Этот участок по характеру напоминает Пятницкую, Большую Дмитровку, Покровку, Цветной бульвар и ресторанную часть Неглинной. А верхняя часть Мясницкой развивается как деловой коридор и напоминает Большую Ордынку, Полянку
В данной локации сегмент общественного питания занимает 70% от всех товарных групп. Продукты питания — 10%, одежда — 10%. На Цветном бульваре сосредоточен целый ряд концептуальных заведений известных рестораторов. В скором времени должен начать работу Центральный рынок на Рождественском бульваре
Пятницкая улица пользуется повышенным спросом арендаторов: уровень вакантности здесь на протяжении нескольких лет стремится к нулю процентов, а смена арендаторов происходит до закрытия торговых точек, отмечают аналитики RRG. Расширение Пятницкой и превращение ее в удобную для пешеходов дало мощный толчок открытию новых предприятий общепита — их доля равна 58%. Доля продуктов питания в коридоре — 13%, одежды — 9%, подсчитали в RRG. Основная масса кафе и ресторанов сконцентрирована на пересечении Пятницкой и Климентовского переулка. Участки в начале и конце коридора менее востребованы арендаторами в силу их удаленности от станций метро
Фактически Большая Дмитровка является ответвлением от Столешникова переулка и Петровки. На участке, отдаленном от станций метро, коридор продолжает развиваться в высоком ценовом сегменте. В рассматриваемом коридоре основные доли товарных групп занимают магазины одежды — 41% и предприятия общественного питания — 33%. Аналитики RRG участок улицы возле станций метро «Охотный Ряд» и «Театральная» рассматривают как отдельный кластер, связанный с Камергерским переулком. Ближе к Садовому кольцу Большая Дмитровка заполнена атмосферными заведениями общепита, бутиками и, в частности, обслуживает деловые переулки города
Аналитики RRG проанализировали локацию Маросейки, часть Покровки и Большой Спасоглинищевский переулок. Доля заведений общественного питания значительно превышает все остальные товарные группы: на Маросейке — 53%, на Покровке — 60%. На втором месте — салоны красоты: 20% и 15%, соответственно
Доля общественного питания на Неглинной составляет 50%, причем основная масса операторов тяготеет к Трубной площади. Категория «продукты питания» занимает 16%. В рассматриваемом коридоре достаточно много и магазинов формата «на каждый день». По сути, улицы становятся универсальным местом, в котором потребитель может поесть, приобрести необходимые товары и услуги, провести встречи и т. д., отмечает Ольга Ярцева
Данная обширная локация покрыта преимущественно кафе, барами, предприятиями фаст-фуда и ресторанами — 53%. Почти пятая часть от общего числа арендаторов в локации — это салоны красоты, расположенные во дворах и дальше от метро — на Петровском бульваре, отмечается в материалах RRG.